Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

К вопросу об автоматизации управления доходностью банка

Руководитель коммерческого офиса Intersoft Lab М. Семенов знакомит посетителей «Клуба экспертов» на Bankir.Ru с вопросами банкиров о постановке методологии и автоматизации управления прибыльностью банка.

При запуске проекта по автоматизации управления прибыльностью банка возникает множество вопросов. Как с помощью ИТ-решения автоматизовать ведение управленческого учета в банке? Возможно ли автоматизировать трансфертное ценообразование, аллокации? Какие средства использовать для построения управленческой отчетности? Может ли ИТ-решение учитывать возможные изменения методологии управленческого учета?

Материал моей первой публикации в Клубе экспертов на Bankir.Ru, вполне вероятно может показаться несколько необычным. Фактически она представляет собой FAQ (Frequently Asked Questions), то есть список часто задаваемых вопросов. Эта форма подачи информации весьма распространена на сайтах, предлагающих различную продукцию и (или) услуги. Размещаются FAQ, как правило, с одной-единственной целью – минимизировать количество обращений пользователей продуктов или услуг к их поставщику с банальными однотипными вопросами. Однако стоит заметить, что не только ответы, но и сами вопросы очень часто придумываются непосредственно поставщиками услуг и, как следствие, подобные списки очень редко несут в себе действительно полезную информацию. В этом смысле предлагаемая подборка столь же необычна, поскольку в ней, в отличие от «классических» FAQ, содержатся реальные вопросы, поступившие в нашу компанию за последний год от сотрудников банков.

Хочу познакомить аудиторию Клуба экспертов с наиболее интересными, на мой взгляд, вопросами, объединенными тематикой «управление доходностью банка», поскольку этот тренд в последнее время вызывает у представителей банковского сообщества повышенный интерес.

Итак, приступим.

Вопрос: Каким образом в вашем ИТ-решении решается задача автоматизации управленческого учета?

Ответ: В основе автоматизации управленческого учета лежит расчет управленческих регистров, который, в свою очередь, базируется на механизме классификаций. В системе предусмотрено несколько видов классификаций. Первый вид – трансформация, реализуемая посредством прямого соотнесения одних объектов другим. Так, при помощи трансформации система без дополнительных расчетов позволяет нам получить трансформированный управленческий баланс на основании настраиваемых правил соотнесения балансовых счетов бухгалтерского учета и статей управленческого баланса. Следующий вид классификаций – соотнесение объектов на основании значений отдельных атрибутов. Для этого в системе настраиваются отдельные правила классификации для разных объектов. Другими словами, одним атрибутам классифицируемых объектов проставляются заданные значения в зависимости от значений других атрибутов. Помимо автоматической классификации в системе предусмотрен еще один уровень классификации – ручная классификация. В случае, если после отработки правил автоматической классификации остались непроклассифицированные объекты, система позволяет в специальном интерфейсе просмотреть их и проклассифицировать вручную. Последний «вид» классификации – корректировки, позволяющие сделать необходимые поправки в той ситуации, когда с помощью автоматической или ручной классификации это не представляется возможным. Например, в случае с резервированием средств на счете резервируемые средства будут относиться к привлеченным средствам, а не к той статье, к которой отнесен сам счет. Корректировки могут выполняться как вручную, так и автоматически – с установленной периодичностью на основании специально заданных правил.

Вопрос: Позволяет ли ваша система автоматизировать трансфертное ценообразование? Как осуществляется расчет трансфертных цен?

Ответ: Расчет трансфертов производится в отдельном приложении. Для расчета трансфертной цены конкретной сделки используются трансфертные кривые. Последние настраиваются для тех финансовых инструментов или их групп, операции по которым будут учитываться в расчете трансфертных доходов и расходов. Кривые могут задаваться с учетом ставок банков-конкурентов, основных индикаторов денежного рынка, а также сложившейся структуры срочных активов и пассивов банка. Расчет трансфертных цен производится автоматически по предварительно настроенным правилам, которые задаются отдельно для разных типов финансовых инструментов, продуктов, клиентских групп, валют и т. д. При этом для каждого уникального сочетания аналитических атрибутов на определенном временном интервале в системе действует только одно правило.

Вопрос: Как рассчитываются ставки для физических лиц? Отдельно для каждой сделки? Справляется ли система с такой нагрузкой?

Ответ: Система позволяет рассчитывать ставки как отдельно по каждой сделке (в том числе и для физических лиц), так и по пулам. Для расчета ставок по каждой сделке мощностей вполне хватает, но, выбирая метод расчета, очень важно соблюсти баланс между сложностью расчетов и их влиянием на финансовый результат. Нам кажется совершенно неправильным, если после внедрения сложнейшей методики аллокаций или детализации управленческого баланса по различным портфелями сделок банк получает очень незначительное повышение точности финансового результата, и в своих ИТ-проектах всегда обращаем внимание заказчиков на соотношение «результат–затраты».

Вопрос: Как решаются вопросы, связанные с изменением методологии ведения управленческого учета? Что получится, если, начиная с некоторой даты, методология будет изменена?

Ответ: Система поддерживает историзацию всех объектов, в том числе и правил трансформации и классификации. Любой расчет в системе, включая расчеты управленческих регистров, производится на конкретную дату на основании данных и правил, актуальных на тот момент. Таким образом, при смене методики управленческого учета и внесении соответствующих изменений в систему все новые расчеты, сделанные после этого, будут осуществляться по новой методике, а расчеты, произведенные ранее даты изменений, – согласно старым правилам.

Вопрос: Позволяет ли система производить оценку себестоимости банковских продуктов?

Ответ: Эту задачу решает специальное приложение – «Функционально-стоимостной анализ». Оно позволяет распределить накладные расходы по методу функционально-стоимостного анализа Activity Based Costing и оценить себестоимости банковских проектов, бизнесов и продуктов. Приложение предусматривает гибкую настройку кост-драйверов, правил и цепочек распределения. При этом количество цепочек распределения и кост-драйверов не ограничено и зависит лишь от сложности модели аллокаций, заложенной пользователем.

Вопрос: Расчет аллокаций – достаточно ресурсоемкий процесс. Насколько сильно эти расчеты загружают систему?

Ответ: Совершенно не загружают! При проектировании мы учли тот факт, что в зависимости от модели аллокаций, количества и сложности цепочек распределения расчет действительно может требовать весьма значительных процессорных мощностей. Поэтому приложение для расчета аллокаций имеет собственную базу, в которую загружаются данные из хранилища. На ней и производятся все расчеты, а их результаты затем выгружаются обратно в хранилище. С учетом того, что объем данных при обмене между хранилищем и базой аллокаций относительно небольшой, такой подход позволил практически полностью снять с хранилища нагрузку, связанную с расчетом аллокаций.

Вопрос: Можно ли посмотреть в отчете, из чего складывается та или иная конечная цифра?

Ответ: Система полностью прозрачна. Она поддерживает механизм Drill Down, который дает пользователю возможность «проваливаться» из сводных цифр отчета (при условии, что отчет был правильно настроен) вплоть до первичных данных (карточки счета, проводки, обороты по счету и т. д.). Например, при аллоцировании накладных расходов пользователь может не просто получить финальные значения расходов, а детально посмотреть, из чего сложилась та или иная цифра и как разносились расходы на каждом шаге аллокаций.

Ответ: Какие средства построения отчетности система может использовать для формирования управленческой отчетности?

Ответ: Система изначально была спроектирована таким образом, чтобы не быть привязанной к какому-то конкретному инструменту. Несмотря на то что в ней предусмотрено встроенное средство построения отчетности, основным назначением системы все-таки является подготовка витрин данных. После чего с данными, представленными в витринах, могут работать уже абсолютно любые средства, начиная со стандартного Microsoft Excel и заканчивая такими «универсалами», как Oracle BI, Cognos BI и проч. Таким образом, банк по своему желанию может выбирать для работы то средство построения отчетности, которое видится ему наиболее удобным.

Мы рассмотрели лишь небольшую часть имеющейся подборки вопросов банкиров и ответов специалистов компании Intersoft Lab. Надеюсь, что эта информация окажется познавательной и полезной для всех, кто строит или предполагает построить в своем банке систему класса Business Performance Management (управление эффективностью бизнеса).

Автор: М. Семенов

Источник: Bankir.Ru, 2012, 20 июня ("Клуб экспертов")