Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банковские технологии

Практические рекомендации по внедрению BPM-системы

Успешность построения BPM-системы (аббревиатура от Business Performance Management – система управления эффективностью бизнеса, в основе которой хранилище данных) зависит от целого ряда различных факторов. Особая роль здесь отводится оптимальному распределению задач между поставщиком программного продукта и кредитным учреждением. Опираясь на свой многолетний опыт построения BPM-систем в банках – а, судя по динамике развития событий, в обозримом будущем количество проектов, реализованных Intersoft Lab, достигнет ста – компания предлагает вниманию читателей журнала «Банковские технологии» некоторые практические наработки по разделению зон ответственности в проектах внедрения.

Проведение предпроектного обследования

Как известно, сегодня практически ни один BPM-проект не обходится без предпроектного обследования. Его цель – выявить потребности в автоматизации и сформировать предложения по подготовке управленческих методологий к развертыванию системы, предназначенной для автоматизации управления эффективностью бизнеса в банке.

Поскольку ВРМ-проект находится на стыке информационных и управленческих технологий, к организации, которая будет проводить это обследование, предъявляются особые требования. Прежде всего она должна иметь профессиональные компетенции в указанных областях: во-первых, уметь провести диагностику существующей в банке методологии и предложить варианты ее совершенствования, во-вторых, оценить готовность ИТ-ландшафта и пригодность будущей методологии к автоматизации на выбранной ВРМ-платформе. Такое уникальное сочетание профессиональных ипостасей присуще сегодня очень немногим компаниям.

Удачным вариантом может стать привлечение к предпроектному обследованию банка будущего поставщика программного продукта, конечно при условии, что он обладает достаточным опытом проведения такого рода работ. В этом случае банк вправе рассчитывать на объективную методическую и ИТ-экспертизу и получение адекватной оценки тех ресурсов, которые необходимо привлечь как со стороны поставщика, так и со стороны банка.

Еще один плюс проведения предпроектного обследования силами поставщика состоит в том, что он может выступить в качестве беспристрастного и непредубежденного «третейского судьи» при согласовании требований к методологии, поступающих от разных банковских подразделений. Например, в практике Intersoft Lab был случай, когда в одном кредитном учреждении использовалось несколько версий управленческого баланса – каждая со своим планом счетов и алгоритмами расчета. При подготовке к проекту была поставлена цель заменить их одним общим управленческим балансом, однако между подразделения банка не было согласия, какой из вариантов принять за «единую версию правды». И только участие «арбитра» – поставщика BPM-решения – помогло сдвинуть это внутрибанковское противостояние с мертвой точки.

Доработка методологии

Предпроектное обледование выявляет, какие методологические преобразования требуются банку и что необходимо сделать, чтобы методология не стала «узким местом» при внедрении BPM-системы. Поэтому первым шагом на пути к BPM-проекту должна стать разработка (или доработка) методик финансового управления банка с ориентацией на их дальнейшую автоматизацию. Как и при проведении обследования, для выполнения этой задачи целесообразно привлечь компанию – поставщика ИТ-решения. Тогда есть гарантия, что подготовленные методики воплотимы в настройках BPM-системы.

Специалистам Intersoft Lab знакомы ситуации, когда при постановке управленческого учета внешние консультанты передавали банку в качестве методики трансформации данных бухгалтерского учета в управленческие регистры многостраничный документ, содержащий таблицы с описанием соотнесения лицевых счетов счетам управленческого учета. Очевидно, что для автоматизации необходимы правила отнесения лицевых счетов регистрам управленческого учета. Когда таковые имеются, настройка системы займет минимальное времени, а при изменении в учетной политике банка достаточно будет скорректировать отдельные правила отнесений. Поставщик ВРМ, знакомый с принципами автоматизации управленческого учета, не сделает таких ошибок, что сэкономит время и ресурсы заказчика.

Если банк испытывает дефицит в собственных специалистах, имеет смысл воспользоваться услугой лизинга консультантов-методологов поставщика. Сегодня это востребованный интеллектуальный сервис, который эксклюзивно предоставляет компания Intersoft Lab. Такой лизинг позволяет банку отказаться от затрат на содержание в своем штате дорогостоящих специалистов, услуги которых необходимы ему на короткое время, ограниченное периодом постановки и внедрения.

И наконец, как и при проведении предпроектного обследования, привлечение «стороннего» специалиста-методолога снижает, как показывает практика, возможность «войны авторитетов» между банковскими подразделениями.

Сбор данных из учетных систем в хранилище данных

При построении хранилища данных, которое является основой BPM-системы, необходимо обеспечить интеграцию данных из различных учетных модулей банка. Выгрузку данных из них целесообразно поручить банковским специалистам, ответственным за сопровождение АБС, ведь они лучше знают структуры баз данных этих систем. Очень заманчивой, на первый взгляд, выглядит идея делегировать эту задачу поставщику АБС. Однако следует понимать: в этом случае существует большая вероятность, что разработка выгрузки может сильно затянуться. Кроме того, поскольку сопровождение выгрузки не является для такого вендора типовой задачей, банку наверняка придется пойти на существенные расходы. Нам известен случай, когда компании – разработчику АБС потребовалось практически полгода на то, чтобы реализовать выгрузку данных бухучета, хотя, как правило, на это уходит не более месяца.

Другое дело – загрузка данных в хранилище: очевидно, что ею должны заниматься специалисты поставщика BPM-системы, поскольку они профессионально разбираются в модели данных хранилища.

Реализация технологии обеспечение качества данных

Обеспечение качества данных является фундаментальным требования к при построении BPM-системы. Было бы большим заблуждением полагать, что вопрос о качестве данных относится к категории разовых задач, и после развертывания системы и передачи ее в промышленную эксплуатацию о нем можно навсегда забыть. Управление качеством данных следует рассматривать как постоянный процесс, требующий контроля со стороны банка. А для этого необходима разработка и внедрение соответствующей технологии.

Как это лучше реализовать на практике? Хранилище данных «Контур» оснащено механизмами контроля качества и достаточности данных, которые позволяют создать технологию обеспечения качества данных. Компания Intersoft Lab предоставляет заказчику реестр качества данных, где фиксируется комплекс проверок и их описания, выявленные при внедрении проблемы с качеством, а также и способы их устранения. Например, для корректного формирования формы 0409501 необходимо, чтобы для контрагентов, у которых открыты лицевые счета межбанковских кредитов и депозитов, был определен код страны нахождения контрагента, притом что в исходных данных этот атрибут не ведется. Поскольку соответствующая информация может быть получена только из учетных систем, потребуются либо сложные алгоритмы обогащения такого атрибута на этапе импорта данных, либо организационные меры по разработке и утверждению регламентов ведения данных (в частности, кода страны контрагента) в учетных системах. Второй вариант представляется более корректным с точки зрения эксплуатации всего комплекса информационных систем банка.

По завершении проекта технология и ведение реестра переходит в зону ответственности кредитного учреждения. Для этого в банке принимаются соответствующие регламенты и назначаются ответственные специалисты или подразделение (в зависимости от масштаба), которые будут следить за качеством данных в BPM-системе.

Разработка отчетности на основе данных хранилища

Как показывает опыт Intersoft Lab, разработку аналитической и управленческой отчетности из хранилища ВРМ-системы целесообразно передать на «на откуп» специалистам банка. А поставщик при этом должен предоставить им весь необходимый массив данных, показателей и аналитических признаков в виде соответствующих витрин данных, а также инструменты для создания отчетов собственными силами.

Зачастую пользователям разных банковских подразделений требуются различные представления той или иной отчетной формы, например управленческого баланса. Возможность самостоятельно строить отчеты позволяет банку существенно снизить сроки и затраты на их создание, сопровождение и кастомизацию. Для этого в хранилище данных «Контур» реализованы динамические интерфейсы, предназначенные для проектирования пользовательского интерфейса в интерактивном режиме без программирования. Кроме того, BPM-платформа «Контур» является открытой к любым внешним системам отчетности – Oracle Business Intelligence, IBM Cognos Business Intelligence и др.

 

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что продуманное и оптимально выстроенное распределение задач между банком и поставщиком обеспечит не только успешную реализацию BPM-проекта, но и заложит основу для продолжительного плодотворного и взаимополезного сотрудничества.