Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Подготовка банковской отчетности: ХД vs АБС

Юлия Амириди представила на Bankir.Ru экспертное мнение о том, как при подготовке отчетности в банке рационально использовать возможности хранилища данных и автоматизированной банковской системы.

 Оптимизация процессов автоматизации отчетности – задача, которая решается индивидуально для каждого банка. Однако можно выделить общие подходы к использованию программных средств, способствующие сокращению затрат банка на формирование различных видов отчетности.

Эффективным инструментом для подготовки банковской отчетности признаны хранилища данных (ХД). Сегодня кредитные организации применяют ХД для выпуска отчетности для Банка России, налоговой отчетности, отчетности по МСФО, управленческой и аналитической отчетности. ХД позволяют консолидировать данные из различных учетных систем банка и, осуществив очистку, проверку и обогащение, обеспечивают необходимое их качество для отчетности. Не теряет своей актуальности и традиционное применение автоматизированных банковских систем (АБС) для выпуска целого ряда отчетов.

Рациональное использование возможностей двух систем – ХД и эксплуатируемой в банке АБС – помогают сократить трудовые, временные и финансовые ресурсы, которые требуются для формирования отчетности. В такой комбинации с помощью ХД следует автоматизировать отчетность, предполагающую сложную предварительную обработку данных, которая включает обогащение, расчеты, консолидацию, историзацию, а из АБС – выпускать оперативную отчетность на основе первичных данных этой системы.

Приведу несколько практических примеров, демонстрирующих, как целесообразно распределять функциональность по формированию отчетности между ХД и АБС.

Отчетность на стороне ХД. На стороне ХД решаются те задачи обработки и хранения данных, для решения которых АБС не предназначена.

Историзация данных и метаданных. Некоторые формы обязательной и управленческой отчетности можно получить только на основе истории изменения атрибутов бизнес-объектов. Например, для получения корректных данных о крупных заемщиках – физических лицах, необходимо хранить историю изменения ИНН клиента (если заемщик переезжает из одного региона в другой, то меняет свой налоговый номер).

Можно привести пример и с управленческой отчетностью, когда для контрагентов требуется отслеживать историю изменения размера бизнеса (он может быть малым, средним, крупным). Историзация данных для ХД – это стандартная функция, в АБС же, как правило, фиксируется состояние данных только на текущую дату. Поэтому автоматизацию отчетности в описанных и ряде других подобных случаях лучше реализовать на основе ХД.

Историзация метаданных – это еще одно типовое свойство ХД, которое не присуще АБС. Оно позволяет, например, когда изменяется методология подготовки управленческой отчетности, фиксировать историю изменения алгоритмов, используемых для расчетов показателей отчетов, их шаблонов, описаний состава исходных данных. За счет этого за прошлые периоды можно будет выпускать отчеты по старой методике, а за текущие даты – по новой.

Быстрый доступ к архивным данным. Для построения аналитической и управленческой отчетности, в частности для решения задач моделирования и прогнозирования, требуется глубокий архивный срез данных. ХД реализует целый комплекс методов ускорения запросов к архивным данным, таких как партиционирование данных, индексирование и т. д. АБС же, если даже и позволит получать архивные данные, то это будет очень медленный процесс, а в худшем случае она вообще не предоставит к ним доступа.

Сложные расчеты. Формы отчетности, требующие обработки большого массива данных и ресурсоемких расчетов следует переносить на платформу ХД. Например, расчет обязательных нормативов банка включает несколько последовательных этапов обработки данных из разных учетных модулей, и чтобы получить отчет в АБС, придется приостановить работу пользователей. А это недопустимо.

Консолидация данных. Если учет операций (например, операций физических и юридических лиц) банк ведет в модулях различных АБС либо если АБС не является централизованной (а такое часто бывает на практике) или же если филиалы банка эксплуатируют разные учетные системы, то для получения отчетности нужно консолидировать данные с помощью ХД.

Отчетность на стороне АБС. Автоматизированные банковские системы решают задачи оперативного учета. Они не ориентированы на выполнение аналитических запросов и сложных процедур обработки данных для отчетности. Однако применение АБС вполне оправдано, когда для отчетности используются простые алгоритмы, а первичные данные не требуют дополнительной подготовки, а также когда срочность получения отчетов является принципиальным критерием.

Оптимальное решение – выпускать на стороне АБС оперативную отчетность в соответствии с требованиями Положения Банка России № 302-П, для которой необходимы только данные Главной книги. Конечно, пользователи АБС столкнутся с незначительной «заторможенностью» системы в момент выпуска отчетности, но это несравнимо с потерей времени на массовую выгрузку данных из АБС в ХД и их последующую обработку.

Где дополнять данные аналитикой – в АБС или в ХД? Основные сложности с подготовкой отчетности связаны с низким качеством исходных данных, которое обусловлено человеческим фактором и ограничениями учетных систем – источников данных.

Под «человеческим фактором» мы здесь подразумеваем ошибки работающих с АБС операционистов, которые порой вводят в систему неверные данные или не все необходимые аналитические атрибуты бизнес-объектов. Например, для клиента может быть не указан ИНН или коды ОКВЭД и ОКПО, что впоследствии затруднит выпуск таких отчетных форм, как 0409118, 0409117 и др. Подобные проблемы с качеством данных нужно решать на уровне АБС путем установки регламентов ввода первичных данных.

Другое дело, если в АБС не предусмотрено ведение требуемых для отчетности аналитических атрибутов, например когда ссуды в этих системах могут не классифицироваться по категориям качества. Организовать установку необходимой аналитики можно как в АБС, так и в ХД. Однако не стоит перегружать АБС решением такого рода задач, чтобы это не отразилось на скорости выполнения прямых функций системы. Так, не следует в АБС для лицевых счетов устанавливать признак статьи управленческого учета: во-первых, это приведет к дополнительной нагрузке на операционистов, во-вторых, создаст серьезные проблемы при изменении методологии управленческого учета. Более эффективный подход – автоматизировать классификацию лицевых счетов по маскам на стороне ХД.

Подведем итог. Чтобы ускорить процесс автоматизации отчетности, снизить издержки и риски сопровождения решения, используйте возможности двух систем: хранилища данных – там, где нужна историзация данных, архивные данные, сложные расчеты, консолидация и массовое обогащение аналитикой, а АБС – там, где нужны только данные Главной книги, а время получения отчета должно быть минимальным.

Автор: Ю. Амириди

Источник: Bankir.ru ("Клуб экспертов"), 4 апреля 2012 г.