Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

TAdviser.ru

ИТ в банках 2021

Российский рынок банковской информатизации

Пандемия коронавируса и режим вынужденной самоизоляции «эффективно» проверили ИТ-инфраструктуру банковского сектора. Они серьезно не изменили приоритеты, но, безусловно, немного отвлекли от решения насущных задач. Банкам пришлось подстраиваться под ситуацию, подтягивать и адаптировать ИТ-инфраструктуру к формату удаленного режима работы.

Как это бывает в кризисные периоды, на рынке усилилось расслоение потребителей ИТ, считает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab. По её словам, крупные игроки нарастили инвестиции в технологии, чтобы использовать открывшиеся возможности и усилить конкурентные позиции, остальные участники сосредоточились на поддержке необходимого для выживания минимума.

Поэтому, несмотря на положительные финансовые результаты года, которые вопреки прогнозам показали многие ИТ-компании, проникновение ряда технологий, в частности бизнес-аналитики, в финансовый сектор в целом замедлилось. Бюджеты развития перенаправлялись на ставшие приоритетными в условиях пандемии задачи: поддержку дистанционных форматов работы и удержание прибыльности в условиях неопределенности.

«Банки инвестировали в цифровые каналы обслуживания клиентов, подключение к Системе быстрых платежей (СБП), использование биометрических данных для оказания финансовых услуг в дистанционном режиме, инструменты организации удаленной работы собственного персонала, обеспечение безопасности дистанционных рабочих мест, а также в ускорение и удешевление внутренних процессов управления рисками, прибыльностью и затратами», - замечает Юлия Амириди.

О других задачах российского рынка банковской информатизации – здесь.

Тренды банковской информатизации

Сложности 2020-2021 годов привели к ряду изменений в процессах цифровизации банков. На первый план вышли задачи, связанные с удаленной работой и дистанционными услугами. Кроме того, эволюционно развивались и другие направления – все большее проникновение в банках получают решения на базе ИИ, растет потребность в аналитике данных и необходимость собственных легких и гибких систем.

Оптимизация удалённой работы сотрудников банка

Из-за всеобщего режима удалённой работы во время пандемии банкам пришлось резко перестраивать свою инфраструктуру для создания удалённых рабочих мест и онлайн коммуникаций. В целом, после некоторой сумятицы в первое время они с этой задачей справились. Теперь настало время оптимизации инфраструктуры в связи с частичным возвращением работников в офисы, сокращением арендуемых банками площадей и накопленным опытом удалённой работы.

Переход к управлению на основе данных

Отличительная особенность цифровой эпохи - экспоненциальный рост объемов данных. По оценке IDC, объем цифровой вселенной в 2020 году составил 59 зеттабайт данных. Для многих банков приоритетным направлением цифровой трансформации становится переход к управлению, основанному на анализе данных (data driven). В результате Big Data и аналитика данных получают новый карт-бланш.

«Для корпоративных хранилищ данных, практика применения которых в банках перевалила 20-летний рубеж, наступает аналитический ренессанс. Они находят новое применение в качестве платформ для цифровой модернизации процессов риск-ориентированного управления прибыльностью и для поддержки датацентричных инициатив регулятора. Анонсированный Банком России в феврале переход на сбор данных кредитных организаций на основе единой модели данных ставит своей целью снизить нагрузку на кредитные организации, обеспечить многоцелевое использование данных и получить новые возможности для анализа данных за счет их унификации и прозрачности», - рассказывает Юлия Амириди.

Импортозамещение

Ожидается, что в ближайшее время правительство представит на утверждение президенту проект Указа о переходе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российское ПО. После его утверждения импортозамещение станет главным трендом на рынке банковской информатизации в этот и последующие годы.

«Одним из наиболее острых вопросов для отрасли являются сроки перехода на отечественное ПО и оборудование. С учетом того, что доля иностранного ПО в банках, по данным Ассоциацию банков России, в 2020 году превысила 90%, задача импортозамещения получит в кредитных организациях наивысший приоритет», - считает Юлия Амириди.

Подробнее о них и остальных трендах - здесь.