Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Аналитика: шаг за шагом. Понятия и технологии цифровой управленческой трансформации

Сегодня банки оказались на переднем крае борьбы с экономическими и социальными потрясениями, вызванными пандемией коронавируса. Новая нормальность требует переосмысления подходов к реализации управленческой функции. Ценность качественной аналитической информации, обосновывающей принятие управленческих решений, многократно возросла.

Коронакризис ускорил цифровую трансформацию, которая выступает катализатором для развития новой системы производственных и финансовых отношений. Согласно опросу финансовых директоров, проведенному консалтинговой компанией Accenture, 77% из них нацелены на повышение эффективности путем внедрения цифровых технологий.

С точки зрения цифровой перестройки управленческой функции, следует выделять две ее составляющие: «оцифровку» данных и процессов их обработки. Цифровизация управленческих процессов является синонимом автоматизации, т.е. использования информационных технологий (ИТ) в целях повышения эффективности управления. Именно такая трактовка цифровизации приводится в различных исследованиях, например, в ежегодном отчете консалтинговой компании PwC «Индекс цифровой компетентности (DigitalIQ)».

Данные – это основа цифровой трансформации. По прогнозу исследовательской компании IDC, в ближайшие два года объем корпоративных данных будет увеличивать на 42,2% в год. Но, как отмечают аналитики, пока лишь треть из доступных данных используется бизнесом. Остальные две трети остаются без внимания. В этой связи уместно вспомнить образное выражение Натана Ротшильда, основателя английской ветви Ротшильдов: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Справедливость этого утверждения подтверждает исторический факт - наличие критически важной информации позволило Натану Ротшильду в 1815 году за один день заработать 40 миллионов фунтов стерлингов. В условиях тотальной неопределенности, характерной для новой нормальности, управленческие решения должны опираться на достоверные и надежные данные, а не только на управленческую интуицию и суждения экспертов.

Это подтверждают и результаты совместного исследования iKS-Consulting и Intel, посвященного проблематике цифровой трансформации и влиянии на нее пандемии. По мнению 42% опрошенных представителей компаний разных отраслей, с точки зрения цифровизации наибольший эффект для бизнеса даст переход к управлению на основе данных. По сути речь идет о новой культуре управления, когда альтернативы для принятия решений предстают перед руководителем в удобном цифровом формате, например в виде дашбордов на экране мобильного устройства, а их подготовка становится возможной в результате цифровой модернизации управленческих процессов.

Грамотная организация сбора, обработки и хранения информации является ключевым условием для ее эффективного использования. Большинство финансовых директоров (76%) в упомянутом выше исследовании Accenture считает, что отсутствие «единой версии правды» препятствует достижению намеченных бизнес-целей.

ИТ-инструменты, позволяющие создать «единую версию правды», и, по сути, являющиеся базисом для цифровой управленческой трансформации, применяются в российских банках уже более 20 лет. Это – хранилища данных. Прежде всего, они берут на себя консолидацию, выверку и предметно-ориентированное хранение данных из учетных систем банка. Их назначение - быть источником достоверных первичных данных и производных расчетных показателей, используемых для поддержки принятия решений в различных сферах банковской деятельности и на различных уровнях управления.

Для решения прикладных задач, связанных с подготовкой внутренней и регуляторной отчетности, поставщики тиражных платформ хранилищ данных обычно включают в их состав дополнительные инструменты для предобработки первичных данных с целью их последующей интерпретации и представления в виде различной отчетности, в частности средства контроля и обогащения данных, историзации и пр. Эти инструменты помогают контролировать консистентность данных, поступающих из разных учетных систем, выявлять в них ошибки, обогащать данные детальными аналитическими признаками, чтобы повышать их ценность как для органов банковского регулирования и надзора, так и для собственных нужд управления бизнесом.

За два десятилетия хранилища данных в банках укрепились и стали базисом для автоматизации ключевых функций управления и выпуска различных видов отчетности, включая регламентированную отчетность по РПБУ, МСФО, управленческую и аналитическую отчетность и др. 80% всех проектов, реализованных за эти годы на базе хранилищ данных, были направлены на автоматизацию банковской отчетности.

Кризис, инициированный пандемией, поменял приоритеты в использовании накопленных в банковских хранилищах данных, сместив фокус с подготовки отчетности на процессы управления прибыльностью, ликвидностью и рисками. Чрезвычайно выросли требования к частоте, детальности и качеству подготовки прогнозов финансовых показателей деятельности банка с учетом влияния на них различных риск-факторов. Арсенал прикладных механизмов хранилищ данных пополнили инструменты прогнозирования риск-факторов и расчета детальных прогнозов будущего состояния портфелей с учетом рисков. Автоматизированное прогнозирование стало неотъемлемым атрибутом цифровых процессов риск-ориентированного планирования и проактивного управления исполнением планов и достижением финансовых целей. Норматив для цифровой машины прогнозирования – расчет десятков прогнозов финансовых показателей в разрезе детальной аналитики по разным сценариям на ежедневной основе.

Двадцать лет на службе банков невольно превратили хранилища данных в одну из «нехайповых» технологий. Однако, кредитные организации, успешно внедрившие и эксплуатирующие хранилище данных, по сути оказались счастливыми обладателями универсальной платформы для цифровой трансформации управленческих процессов.