Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

ИТ в банках 2019

В рамках обзора TAdviser эксперт Intersoft Lab прокомментировала три тренда, определяющих развитие банковской информатизации: цифровизация каналов обслуживания клиентов, фокус на извлечение ценности из данных и распространение регуляторных технологий (RegTech)

Российский рынок банковской информатизации

Уровень цифровизации отечественного банковского сектора очень высок. В целом финансы — одна из тех отраслей, в цифровизации которой Россия практически не отстает от наиболее развитых экономик мира. TAdviser узнал, какова ситуация на этом рынке по состоянию на конец 2019 года и как её оценивают эксперты ИТ-компаний.

Ситуация на рынке

Приоритет технологических инициатив регулятора

Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, считает, что предпринятые Банком России шаги по внедрению Системы быстрых платежей, Единой биометрической системы, передаче права расчета ПДН квалифицированным бюро, призваны нивелировать разрыв в технологическом обеспечении клиентских сервисов у лидеров и менее крупных игроков.

«В результате этих действий в ближайшие год-два можно прогнозировать относительное выравнивание уровня цифровой поддержки процессов продажи и обслуживания клиентов «в среднем по рынку»», - полагает она.

Крупные банки - лидеры цифровизации

Технологическое развитие – это неизбежность для всех банков. Однако первыми встать на путь цифровизации и внедрения инноваций могут позволить себе лишь крупные финансовые организации.

«В процессе цифровизации выделяются несомненные лидеры - крупнейшие государственные и коммерческие банки, которые включились в эту гонку на всех направлениях, - говорит Юлия Амириди. - Менее крупные банки, располагающие ограниченным инновационным бюджетом, направляют его в первую очередь на оцифровку фронт-офисных процессов и клиентского бэк-офиса, стремясь сохранить конкурентные позиции в обслуживании клиентов».

О закрепление и развитие уже освоенных технологий и других аспектах российского рынка банковской информатизации – здесь.

Тренды банковской информатизации

В 2019 году ключевые тренды банковской информатизации связаны с необходимостью управления данными, развитием интеллектуальных технологий, а также цифровизацией каналов обслуживания клиентов. Эти три тенденции упоминаются чаще других. Подробнее о них и остальных трендах - здесь.

Управление данными

Все больше банков приходит к пониманию, что данные надо не только накапливать, но и кардинально менять принципы работы с ними.

Юлия Амириди добавляет, что данные — это основа цифровой трансформации. И для реализации RegTech-запросов, и для бэк-офиса в части автоматизации планирования и прогнозирования, оценки и мониторинга прибыльности, управления рисками, и для использования модных алгоритмов машинного обучения с целью совершенствования клиентского обслуживания и развития бизнеса необходимы данные: выверенные, полные, актуальные.

«Эта достаточно «больная» задача для многих банков, и она неизбежно будет решаться. Если хранилища данных уже не раз доказали свою результативность в качестве платформы для решения регуляторных задач, управления эффективностью и рисками, то для получения полезной информации из неструктурированных разноформатных данных банки пока тестируют разные подходы от Big Data до искусственного интеллекта на основе нейронных сетей. Только время и накопленная практика позволят откинуть маркетинговую пену и дать адекватную оценку целевой результативности этих инструментов», - полагает она.

Проникновение технологий роботизации процессов и элементов искусственного интеллекта

До сих пор огромный пласт работ сотрудники делают вручную даже в больших банках. Эта ситуация будет меняться за счет внедрения технологий роботизации процессов (RPA).

Пока искусственный интеллект (ИИ) не заменяет человека, а помогает ему принимать решения. ИИ внедряется в различных областях и формирует дополнительную информацию, которую человек может использовать для принятия решений.

Цифровизация каналов обслуживания клиентов

Растут требования клиентов к качеству и доступности услуг финансовых организаций, банки уделяют больше внимания сбору и анализу данных о клиентах и их потребностях, увеличению скорости принятия решений и разработки новых сервисов.

Однако, как отмечает Юлия Амириди, несмотря на то что эксперты Deloitte Digital включили Россию в пятерку стран-лидеров цифрового банкинга в регионе EMEA, по оценке консультантов Markswebb Rank & Report, возможности «мобайла» и классического интернет-банкинга для частных лиц в нашей стране все еще ограничены.

«Растут запросы на онлайн и мобильное обслуживание от малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. К слову, потенциальные доходы только последних оцениваются в 1-1,5 трлн рублей ежегодно. Все это будет стимулировать развитие диджитал-сервисов для улучшения обслуживания клиентов», - отмечает она.

Регуляторные технологии

Органы надзора (Банк России, ФНС) занимают проактивную позицию по регулированию банковской отрасли. Это неизбежно трансформирует RegTech (регуляторные технологии) из перспективной ниши в мейнстрим.

«Фокус на регуляторную аналитику и продвинутые подходы к управлению рисками и резервированию требует от банков плотнее заниматься данными. В этом вопросе не требуется «изобретать велосипед»: для решения задач, связанных с аналитической обработкой больших массивов структурированных данных, хорошо зарекомендовала себя технология хранилищ данных, - говорит Юлия Амириди.

ИТ-новшества российской банковской сферы

В октябре 2019 года TAdviser провел опрос российских экспертов - представителей ИТ-компаний, специализирующихся на проектах в банковской сфере, и узнал, какие ИТ-инновации, по их мнению, могут "выстрелить" в ближайшие два года. Как оказалось, большинство экспертов не ждут каких-то революционных новшеств в банках в краткосрочной перспективе, связывая это как с зарегулированностью отрасли, так и с необходимостью больших инвестиций в серьезные инновации. По их мнению, банки в ближайшие годы будут оптимизировать затраты и более педантично инвестировать в ИТ. Для большинства российских банков этот период будет характеризоваться эволюционным развитием того, что у них уже есть.

На дальнейшее развитие инноваций могут существенно повлиять следующие конъюнктурные вызовы: необходимость роста в условиях ужесточения нормативных требований, изменяющейся конкурентной среды и новых требований клиентов. Создание успешного «инновационного» продукта для банка, отмечают специалисты, лежит в плоскости синергии различных технологических трендов, создающих долговременное конкурентное преимущество.

Развитие роботизации бизнес-процессов и технологий искусственного интеллекта

Юлия Амириди, полагает, что технологии машинного обучения и так называемого искусственного интеллекта, которые сейчас проходят обкатку в процессах массового обслуживания клиентов, кредитного скоринга и т.п., могут найти свое применение и в задачах поддержки принятия решения:

«Например, в предсказании поведенческих характеристик клиентов, которые применяются для прогнозирования состояния банковских портфелей, или для «роботизации» рутинных задач, таких как построение аналитических запросов к данным».

RCPM-платформы

По прогнозу McKinsey, в ближайшие годы следует ожидать структурных изменений в сфере финансового посредничества: модернизации и упрощения финансовой отрасли, а также ее расширения за счет новых, в том числе нефинансовых игроков. Аналитики полагают, что в новых реалиях банкам потребуется сконцентрироваться на поиске ключевых конкурентных преимуществ и разработке на их основе конкурентных стратегий, опирающихся на количественные прогнозы доходности и риск-потерь. Кредитные организации неизбежно будут переходить к интегрированному управлению эффективностью и рисками (УЭиР).

«С позиции информатизации эта задача решается на базе RCPM-платформы (Risk-based Corporate Performance Management). Такие системы опираются на единое хранилище гранулярных финансовых данных, позволяют прогнозировать состояние портфелей и риск-потери и моделировать оптимальное соотношение между прибыльностью и рискованностью. Можно сказать, что RCPM – это цифроваой базис для реализации конкурентных риск-стратегий и максимизации прибыли при допустимом риске, основа для подготовки принятия решений в современном банке», - рассказывает Юлия Амириди.

О других новшествах - здесь.

Источник: TAdviser, обзор “ИТ в банках 2019”