Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Банки как зеркало цифровой революции

По просьбе НБЖ, Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab, поделилась мнением, почему цифровизация бэк-офиса становится актуальной задачей, и какие преимущества она может дать банку.

Deloitte Digital включила Россию в пятерку лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA, а футурологи пророчат банкам мрачное будущее: цифра их уничтожит. Что скрывается за цифровым хайпом, и о каких аспектах цифровой трансформацией не принято говорить?

Большинство российских банков активно включилось в цифровую гонку. Согласно исследованию KPMG, финансовые институты занимают третье место после телекоммуникационной отрасли и металлургии по объему инвестиций в программы цифровизации.

Банковскую диджитализацию отождествляют, как правило, с цифровым фронт-офисом: онлайн-решения, чат-боты, интернет-банкинг и пр., оставляя за бортом бэк-офис. Уровень цифровой оснащенности последнего не афишируется: мне не попадалось ни одного упоминания о цифровых прорывах в бэк-офисных подразделениях.

Что же касается зарубежных банков, на которые принято равняться, степень их бэк-офисной оцифровки оставляет желать лучшего. Приведу несколько показательных фактов.

По данным PWC, затраты финансовой службы в банковском бизнесе самые высокие среди других отраслей. На них приходится в среднем 1,58% всех затрат на ФОТ. Значительную часть трудозатрат (от 35% до 46%) на выполнение основных финансовых процессов можно сэкономить за счет автоматизации и использования более эффективных, гибких методов работы. Например, в части управления эффективностью автоматизация подготовки управленческой отчетности может дать 44% экономии, финансовой отчетности - 32%, бюджетирования и прогнозирования – 35%, разработки финансовой стратегии и планирования – 11%.

Нехватка данных и аналитических инструментов, необходимых для оптимизации баланса и эффективного риск-менеджмента, характерны для другого бэк-офисного подразделения – Казначейства. По оценке BCG, цифровизация казначейских служб может сократить их операционные расходы на 20-30% и помочь нарастить их вклад в средний чистый процентный доход на 10-15%.

Рискну предположить, что и в российских банках ситуация ненамного лучше. Чтобы бэк-офис стал эффективным, нужна его оцифровка.

Несомненно, приоритетность цифровизации разных бэк-офисных задач – это особый вопрос, требующий отдельного разговора, но поделюсь собственным наблюдением. Рост регуляторной нагрузки, падение рентабельности и маржи, высокая волатильность ожиданий клиентов требуют более высокого качества ключевых процессов управления эффективностью: прогнозирования, планирования и бюджетирования, мониторинга и контроля достижения поставленных целей и финансовых результатов. К сожалению, во многих банках прогнозирование и сценарное моделирование – полуручные процессы, которые выполняется «на коленке». Оцифровка этой задачи будет иметь принципиальное значение не только для повышения эффективности планирования и по сути перехода к проактивному управлению бизнесом, но и сыграет весомую роль в других бэк-офисных процессах: оценке финансовых инструментов по МСФО 9, расчете процентного риска банковской книги и т.п.

Хотелось бы услышать мнение коллег из банков – как вы оцениваете уровень цифровизации бэк-офиса, какие процессы в нем требуют приоритетной диджитализации?

Автор: Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab

Источник: «Аналитика и комментарии», сайт Национального банковского журнала