Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

ИТ в банках 2018

В рамках обзора TAdviser эксперт Intersoft Lab рассказала о том, как регуляторные инициативы, цифровая трансформация бизнеса и перефокусировка аналитических потребностей меняют банковскую бизнес-аналитику.

Российский рынок банковской информатизации

Ситуация на рынке

В российском банковском секторе продолжается снижение количества финансовых организаций. 2017 год показал, что проблемы есть не только у малых или средних финансовых организаций, но и у таких крупных игроков, как банк «Югра», Бинбанк, Промсвязьбанк или ФК «Открытие». Среди действующих участников финансового рынка заметно усиление конкурентной борьбы, что выражается как в попытках предоставить более выгодные условия на основные продукты, так и в виде предложений или сервисов не из финансовой сферы от аффилированных компаний или партнеров.

Стремительное расслоение рынка банковской информатизации на фоне реформирования отрасли замечает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab.

«Конкуренция между крупными подконтрольными государству игроками, такими как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, временно «национализированными» «ФК Открытие», БИНбанк и Промсвязьбанк, дочками иностранных банков и несколькими крупнейшими частными банками страны непрерывно стимулирует рост инвестиций в ИТ. В то же время другие участники рынка, не столь успешные и лишенные финансирования за счет государства, вынуждены потуже затягивать пояса и уже не первый год минимизировать ИТ-бюджеты. В результате технологический разрыв между топовыми финансовыми институтами и остальными банками продолжает расти», - поясняет она.

Барьеры рынка банковской информатизации

Вместе с тем, тенденция к созданию собственных софтверных компаний, обслуживающих потребности ведущих кредитных организаций на безальтернативной основе, уже в ближайшее время способна привести к снижению качества ПО и ИТ-услуг и снизить темпы их информатизации.

«Но даже на этом фоне сложно прогнозировать какие-то технологические прорывы среди банков меньшего масштаба, живущих в режиме жесткой ИТ-экономии. Они сосредоточены на поддержании работоспособности текущей ИТ-инфраструктуры и требований регулятора и минимально инвестируют в ИТ, выбирая проекты с быстрой отдачей, нацеленные, прежде всего, на сокращение издержек и рост доходности», - говорит Юлия Амириди.

Тренды банковской информатизации

Цифровая модернизация банков

Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, считает, что целью цифровой модернизации банков является повышение прибыльности и конкурентоспособности. Диджитализация охватывает все грани банковского бизнеса, от внешних процессов, где происходящие перемены и приобретенные в результате новые «цифровые» свойства финансовых услуг заметны невооруженным глазом, до внутренних технологий управления.

«Фундаментом последних становятся инструменты управления эффективностью организаций (Corporate Performance Management, СРМ) на базе хранилищ данных и платформы бизнес-анализа (Business Intelligence, BI). Они превращают огромные объемы данных, генерируемых в процессе деятельности кредитных организаций и поступающих извне, в полезную информацию, позволяющую повысить доходность услуг и клиентов, результативность бизнес-процессов и рентабельность бизнес-направлений и банка в целом. Вместе с тем, несмотря на новые звучные термины, цифровые преобразования являются закономерным результатом эволюционного развития ИТ-инфраструктуры банков, применяемые технологии уже успели себя зарекомендовать, и на волне цифровизации их присутствие на банковском рынке только укрепляется и расширяется», - полагает она.

Обработка больших данных

Еще одна тенденция связана с внедрением технологий для обработки больших клиентских данных (Big Data). Потребность в извлечении из накопленных банком данных ценной информации теперь возникает не только в специализированных службах. Она становится массовой и охватывает все уровни управления: от акционеров и топ-менеджеров до специалистов, и все подразделения: от основных доходоприносящих до обслуживающих и административных.

«Это формирует новые требования к ПО для работы с данными: хранилища данных, приложения бизнес-аналитики и инструменты бизнес-анализа постепенно становятся тиражными, то есть максимально готовыми к эксплуатации, более доступными и простыми в использовании, оснащенными удобными интуитивно-понятными интерфейсами и средствами визуализации для лучшего восприятия результатов анализа», - рассказывает Юлия Амириди.

Фокусировка аналитики

Чем выше статус руководителя, тем меньше времени он готов тратить на анализ данных и несет больше ответственности за принятие решения. Поэтому с ростом статуса потребителя аналитики в банке меняются его требования к ИТ-инструментами. Аналитики и специалисты заинтересованы в продвинутых средствах для глубокого изучения фактов и выявления скрытых закономерностей, руководители среднего звена стремятся быстро и с разных сторон проанализировать ситуацию для оперативной корректировки своих действий, приоритет топ-менеджеров - мониторинг внешних значимых для финансовой отрасли событий, контроль внутренних бизнес-индикаторов и мгновенное приближение и анализ критических для бизнеса показателей.

«В результате наряду с тяжеловесными аналитическими платформами появляются программные продукты, ориентированные на потребности конкретных групп пользователей: инструменты самообслуживания для аналитиков, позволяющие без помощи ИТ-специалистов рассчитывать разные показатели и настраивать кубы и отчеты, BI-порталы для руководителей, мобильные аналитические приложения для собственников и топ-менеджеров», - поясняет эксперт Intersoft Lab.

ИТ-новшества российской банковской сферы

Переход на XBRL

До конца 2018 года Банк России планирует принять решение о переводе кредитных организаций на международный формат сбора и обработки отчетных данных на базе спецификаций XBRL (от англ. eXtensible Business Reporting Language). По разным оценкам переход на XBRL для банков может состояться в 2020 или 2021 году.

«Как показал опыт некредитных финансовых организаций, которые с начала 2018 года уже сдают отчетность в XBRL-формате, новая технология позволяет регулятору моментально выявлять ошибки в передаваемых данных. Поэтому к завершению первого льготного периода действия нового стандарта кредитные организации будут вынуждены построить собственные решения на базе технологии хранилищ данных, которые позволят им готовить отчетные данные по новым требованиям регулятора в необходимом составе, детализации/аналитике и качестве», - рассказывает Юлия Амириди.

Другие нововведения

В силу тех же экономических причин, которые обусловливают текущие тренды банковской автоматизации (снижение маржи традиционной банковской деятельности), будут развиваться новшества, относящиеся к окружающему ландшафту классической деятельности банков и позволяющие либо извлечь дополнительную прибыль, либо снизить себестоимость обслуживания клиентов и банковских продуктов.

Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, считает, что поддержка в нормативных актах Банка России принципов Basel III, в частности требований к достаточности капитала, в ближайшие годы должна сделать приоритетным направлением цифровой трансформации банков управление прибыльностью на основе рисков.

«Уже сегодня на повестке дня флагманов банковской автоматизации стоят задачи автоматизации планирования капитала, прогнозирования, мониторинга и контроля влияния риск-факторов, моделирования структуры активов и пассивов, исходя из заданных показателей эффективности и установленного уровня рисков», - рассказывает она.

Кроме того, регулятор уже озвучил свои предложения относительно оценки совокупной задолженности заемщиков. «Пока рассматривается несколько технических вариантов решения этой задачи, но независимо от того, какой выбор в итоге будет сделан, в самом ближайшем будущем банки будут обязаны, как минимум, повысить качество взаимодействия с БКИ в части сбора, консолидации и обеспечения качества данных о передаваемых кредитных историях заемщиков», - добавляет Юлия Амириди.

Источник: TAdviser, обзор “ИТ в банках 2018”