Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Цифровое преобразование CPM: вчера и завтра

Демократизация и мобилизация CPM-систем, рост спроса на эти системы в крупнейших банках и корпорациях, приоритетность подготовки аналитической и управленческой отчетности - главные тренды на рынке CPM-автоматизации, которые определят направление развития рынка в предстоящем году.

Цифровая трансформация и аналитика данных

Цифровая трансформация бизнеса - одно из знаковых событий, которое затрагивает целые отрасли экономики, и в первую очередь - банки. Как показал масштабный опрос ИТ-директоров, который провела компания Gartner в 2017 году, первое место в их повестке занимает цифровая трансформация. За нее проголосовало 17% CIO, а в кредитных и инвестиционных компаниях - 26%.

Не обошло стороной влияние диджитализации и бизнес-аналитику (business analytics), один из наиболее динамично растущих ИТ-сегментов. По предварительным оценкам исследовательской компании IDC, наиболее весомые инвестиции в большие данные и бизнес-аналитику сегодня осуществляют банки, предприятия дискретного и процессного производства, государственные учреждения и компании, оказывающие профессиональные услуги. Совокупный объем инвестиций в 2017 году оценивается в 72,4 млрд долларов, а наибольший рост вложений приходится на банки - 13,3%.

Согласно упомянутому выше опросу, BI и аналитическое ПО оказались на второй позиции в списке приоритетных новых ИТ-направлений для инвестирования после цифровых технологий/средств цифрового маркетинга (18 и 22%, соответственно). При этом отвечая на вопрос: «Какие технологии наиболее важны для вашей организации, чтобы помочь дифференцировать себя и выиграть в конкурентной борьбе», CIO поставили на первое место именно бизнес аналитические средства, а на второе – «цифру» (26 и 21%, соответственно).

Это неудивительно - в основе цифрового банка - данные. И как отмечают в Gartner, управление данными - это критически важный элемент при переходе к цифровому бизнесу.

Тренды на рынке CPM-систем

Несмотря на то, что бизнес-аналитика по сути является цифровым инструментом, диджитализация меняет «облик» и этих программных продуктов. Так, современные CPM-системы (Corporate Performance Management), которые являются одним из сегментов бизнес-аналитики, трансформируются из сложного корпоративного ПО в средства, ориентированные на технически неискушенных бизнес-пользователей. Подобная «демократизация» позволяет этой категории пользователей в полной мере без привлечения ИТ-служб использовать аналитические возможности CPM-систем: самостоятельно задавать параметры управленческих моделей и запускать расчеты, готовить данные, необходимые для расчетов и анализа, в том числе настраивать алгоритмы для их получения. Помимо CPM-самообслуживания во главе востребованных потребительских свойств этих систем находится предоставление управленческой информации в компактной визуальной форме - в виде дашбордов, как правило на мобильных устройствах, с возможностью быстро - за несколько движений по экрану – провести детальный анализ любого интересующего показателя «под произвольным углом» и с требуемым уровнем детализации.

В результате в списке основных пользователей CPM-систем в 2017 году прочно обосновались топ-менеджеры, руководители и сотрудники бизнес-подразделений (на них приходится почти половина проектов). Именно им, с одной стороны, нужно быстро принимать эффективные бизнес-решения, а с другой - готовить «аналитику данных» для их обоснования.

Расширение пользовательской аудитории CPM-систем определило приоритеты внедрения CPM-функциональностей. Наиболее востребованными оказались инструменты для управления операционной эффективностью - средства формирования управленческой, финансовой и аналитической портфельной отчетности. На них приходится около 42% проектов, стартовавших в банках в 2017 г. Со значительным отрывом за ними следуют приложения для выпуска обязательной и риск-отчетности (33%). Усиление деятельности Банка России по внедрению в банковскую практику рекомендаций Базельского комитета (внутренние процедуры оценки достаточности капитала, МСФО 9 и проч.) подняло их на 2-е место с 3-го, которое они занимали в 2016 году. В случае положительного решения о начале перехода на XBRL-формат для предоставления регуляторной отчетности можно ожидать, что эти приложения займут топовое место в рейтинге востребованной функциональности. На восемь процентных пунктов вырос по сравнению с предыдущим годом спрос на проекты по автоматизации управления прибыльностью (17%). Замыкает рейтинг ПО для планирования и бюджетирования (8%).

 

Как и годом ранее, главными заказчиками CPM-систем стали кредитные организации, в общем пуле заказчиков их немногим менее половины. При этом наиболее открытыми к «цифровым веяниям» в CPM оказались представители крупнейших компаний и банков России. Более половины заказчиков (с учетом кредитных учреждений) - участники последнего рэнкинга крупнейших корпораций России RAEX-600. 63% проектов были инициированы банками из ТОП 50 рейтинга кредитных учреждений по величине активов, согласно данным портала Banki.ru (в совокупном пуле заказчиков на них приходится 31%).

Более трех четвертей банков отдали предпочтение отечественным разработчикам. Компания Intersoft Lab завершила год с рыночной долей, равной 44% по числу стартовавших проектов.

Наступивший год может быть переломным для CPM-рынка. Станет ли он годом регуляторной отчетности для кредитных организаций - с учетом масштаба грядущих изменений при переходе на XBRL (подробнее о том, почему он вскроет проблемы качества регуляторной отчетности – см. «Введение в XBRL «на пальцах», или как подготовить ИТ-инфраструктуру банка к новому формату сдачи отчетности»)? Будет ли он годом «CPM-мобилизации» - как отмечают в IDC число корпоративных мобильных приложений в мире уже удвоилось к 2018 году, а «мобилизация» развернутого и используемого корпоративного ПО стартует к началу 2019 года. Ближайшее будущее даст ответы на эти вопросы.