Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Еженедельник IT Weekly

Бизнес-аналитика в российских банках: антикризисная переоценка ценностей

В кризис главными потребителями CPM-систем (Corporate Performance Management) в банках становятся сотрудники бухгалтерии и бизнес-подразделений. В списке выгод, которые обеспечило внедрение этих систем за последние полгода, лидируют оперативность получения отчетных данных, отсутствие ошибок и сокращение трудозатрат на подготовку отчетов и формирование бюджетов.

Несмотря на существенное сокращение IT-бюджетов, которое, по мнению экспертов, в российских банках составило в среднем на 20–30%, системы для управления эффективностью (Corporate/Business Performance Management) остаются одними из наиболее востребованных аналитических программных средств. По данным аналитической компании IDC, в 2015 году две трети рынка корпоративного ПО пришлось на приложения бизнес-аналитики и модули для управления ресурсами предприятия (ERM).

По оценкам маркетинговой службы компании Intersoft Lab, проводящей регулярный мониторинг отечественного рынка систем бизнес-аналитики, заказчики из банковской отрасли по-прежнему остаются лидерами рынка. За первую половину 2016 года на них пришлось более половины всех вновь стартовавших CPM-проектов.

Большинство проектов, реализованных в этот период, было направлено на удовлетворение текущих потребностей бизнеса – банкам необходимо оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, опираться на надежную и объективную управленческую информацию и затрачивать минимум усилий на ее подготовку. Это подтверждает условный рейтинг преимуществ, которые получили кредитные учреждения по результатам CPM-проектов. Рейтинг рассчитан по данным открытых источников и показывает относительную важность преимуществ по количеству их упоминаний заказчиками.

Рис. 1. Рейтинг преимуществ, полученных от внедрения CPM-систем (данные открытых источников, 1-я половина 2016 г.)

На первое место в этом списке заказчики поместили оперативность получения отчетных данных (так считают 55% заказчиков), на второе - отсутствие ошибок в данных (33% заказчиков), а на третье - сокращение трудозатрат на подготовку отчетов и бюджетов (25% заказчиков). На четвертой и пятой позиции оказались расширение детальности данных (23%) и повышение наглядности при представлении данных (22%), соответственно. В 2015 году основной акцент ставился на отсутствии ошибок в данных, кроме того, для банков было важно повысить прозрачность процессов подготовки финансовой информации.

Интересные результаты дает сопоставление преимуществ, полученных отечественными кредитными учреждениями и их зарубежными коллегами. Несмотря на совпадения по ряду пунктов, очевидно принципиальное отличие – большая ориентированность иностранных финансовых организаций на поиск выгод от решения задач, связанных с планированием.

Рис. 2. Рейтинг преимуществ, полученных от внедрения CPM-систем в иностранных банках (результаты опроса BPM Pulse 2015 компании BPM Partners)

Ключевым трендом первой половины 2016 года, отличающим его от предыдущего года, следует считать расширение состава потребителей CPM-систем. Если в 2015 году доля проектов, выполненных в интересах финансовых служб банков, составляла 38%, то по итогам первых шести месяцев этого года доля таких проектов сократилась до 10%. Главными пользователями этого ПО становятся бухгалтерия и бизнес-подразделения. По сравнению с 2015 годом практически в полтора раза выросла доля проектов, реализующих потребности бухгалтерии (с 35% до 56%), вдвое – розничного бизнеса (с 11% до 22%), на три процентных пункта - корпоративного блока (с 8% до 11%).

Рис. 3. Изменение доли CPM-проектов, реализованных в интересах различных подразделений банков (данные открытых источников, 1-я половина 2016 г.)

Выявленный тренд демонстрирует антикризисную смену приоритетов в восприятии возможностей CPM-систем. Помимо вычисления финансовой результативности банка эти системы начинают рассматриваться как оптимальный инструмент для решения таких антикризисных задач как прогнозирование состояния кредитного портфеля, оперативное реагирование на изменения требований регуляторов, бизнес-планирование с учетом рисков, разработка маркетинговой стратегии по развитию онлайн-каналов дистрибуции, оптимизация продуктовой и тарифной политик.