Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

TAdviser.ru

Российский рынок CPM

Оценка российского рынка CPM-систем по итогам 2015 года

На российском рынке CPM-систем в 2015 году прослеживалась отрицательная динамика. Количество новых проектов сокращалось, особенно чувствительный удар получили иностранные вендоры CPM, доля которых за последний год существенно снизилась.

По оценкам Юлии Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, отечественный рынок СРМ в 2015 году продолжил падение, начавшееся в 2013 году.

«По данным из открытых источников, количество новых заказчиков СРМ-систем и инициированных ими проектов во всех отраслях ежегодно сокращается в два раза. В банковском сегменте, который последние три года остается отраслевым лидером потребления СРМ-систем, в 2015 году спрос впервые опустился ниже уровня кризисных 2008−2009 гг.», - говорит Юлия Амириди.

Говоря о неблагополучном годе для иностранных разработчиков CPM-систем, Юлия Амириди замечает, что в среднем по рынку их доля сократилась почти в два раза – с 77,8% в 2014 году до 40% по итогам 2015 года, а в финансовом секторе зарубежные поставщики практически полностью уступили традиционно принадлежавшие им 30% рынка решениям отечественной разработки, практически не сумев привлечь новых заказчиков.

«Основными потребителями СРМ остаются крупнейшие и крупные игроки рынка, в частности, в банковском сегменте таковых 67%. Судя по итогам первого квартала 2016 года, именно они будут «делать бизнес» поставщиков СРМ в 2016 году, что заставляет ожидать дальнейшего сокращения рынка на уровне 25-30%», - добавляет представитель Intersoft Lab.

Главные тренды российского рынка CPM

С целью узнать, какие тенденции наиболее заметны и перспективны для отечественного рынка CPM-систем, TAdviser в мае 2016 года опросил ряд российских компаний.

Юлия Амириди выделила 4 доминирующих направления развития СРМ в финансовом секторе.

Первое – это расширение состава потребителей. Помимо финансовых департаментов, которые являются традиционными заказчиками CPM-систем, новыми потребителями ПО для управления эффективностью постепенно становятся бизнес-подразделения, прежде всего розничный и корпоративный блок, службы развития и маркетинга, которые зачастую обладают собственными бюджетами на бизнес-аналитику. Они – основные заказчики аналитической отчетности и новые потребители функциональности для оценки финансовой результативности бизнес-направлений, точек продаж, продуктов, клиентов, каналов сбыта и проч., которые позволяет рассчитывать система управления эффективностью. Расширение состава пользователей, по мнению Юлии Амириди, делает СРМ-системы, с одной стороны, более доступными за счет распределения финансовой нагрузки между бюджетами разных подразделений, а с другой, обеспечивает получение непротиворечивых данных и принятие согласованных решений разными потребителями внутри банка.

Второе направление - самообслуживание в аналитике. Сформировавшаяся на фоне экономической нестабильности потребность в ситуативном анализе, стремление получать новые аналитические и управленческие отчеты быстрее, без привлечения ИТ-специалистов, помогает укрепиться в банковском сегменте поставщикам современных высокопроизводительных инструментов Business Intelligence (BI), использующих in-memory вычисления. По мнению Юлии Амириди, можно прогнозировать, что приобретенный банками опыт применения таких средств в ближайшее время усилит потребность в решении задачи финансовой консолидации на базе хранилищ данных, отвечающих за подготовку данных для анализа и обладающих развитыми инструментами контроля и оценки их качества.

Еще одно доминирующее направление развития СРМ – это простота и доступность эксплуатации. По словам заместителя генерального директора Intersoft Lab, функциональность СРМ-систем постоянно усложняется. Вместе с тем решения, представляющие собой «черные ящики» из макросов, второпях «допиленных» разработчиками в ходе проектов внедрения, уходят в прошлое. Заказчики стремятся выбирать готовые тиражные СРМ-платформы, обладающие понятными «говорящими на одной языке» с пользователем интерфейсами, которые позволяют финансистам и бизнес-пользователям самостоятельно и оперативно производить настройку и перенастройку приложений, адаптируя ПО под изменяющиеся методические требования.

И последнее, четвертое направление - компонентный подход и использование открытого софта. Как отмечает Юлия Амириди, с целью оптимизации расходов банки активно рассматривают использование компонентов open-source software при построении СРМ-систем. Потенциальные кандидаты «на замену» - СУБД, ETL и BI. Использование open-source компонентов позволяет сократить стоимость владения управленческой системой за счёт экономии на приобретении и эксплуатации лицензий, полагает эксперт Intersoft Lab.

Изменение потребностей заказчиков CPM-систем

В сложных экономических условиях ИТ-бюджеты многих компаний сокращаются, однако, прежние задачи остаются, поэтому заказчики теперь часто требуют лучшего за меньшие деньги и фокусируются на приоритетах, одним из которых является повышение эффективности.

Юлия Амириди замечает, что структура потребностей заказчиков СРМ в течение последних трех лет характеризуется завидным постоянством, но в условиях ограниченных финансовых возможностей происходит фокусировка приоритетов.

«В результате по итогам 2015 года для задач управления прибыльностью, которые в самом чувствительном к переменам финансовом секторе в последние годы стабильно замыкают тройку приоритетных направлений СРМ-автоматизации, отмечен рост спроса. А общее снижение потребления происходит за счет сокращения проектов внедрения приложений для подготовки регуляторной отчетности, а также систем оперативной аналитической, управленческой и финансовой отчетности, занимающих по-прежнему вторую и первую позиции в рейтинге востребованности СРМ-технологий в банках. Также улучшили свои позиции традиционные аутсайдеры финансового сектора - приложения для планирования и хозяйственного бюджетирования – по сравнению с 2014 годом количество таких проектов увеличилось», - рассказывает Юлия Амириди.

Всё это, по её словам, означает, что фокус внимания потребителей СРМ вынужденно смещается с операционного уровня управления на тактический, от ситуативного анализа и соответствия нормам регулятора к планированию и измерению маржинальности бизнеса, поиску резервов прибыльности, укреплению финансовых «тылов».

Основные драйверы и барьеры рынка CPM

Российский рынок CPM характеризуется высокой конкуренцией, которая стимулирует рост качества продуктов и услуг с одной стороны и приводит к снижению их стоимости - с другой. В таких условиях, по словам экспертов рынка, выживает сильнейший, чей бизнес организован более эффективно, издержки ниже, а продуктовые инновации уникальны и позволяют результативно бороться и побеждать. Другими словами, ситуация стимулирует качественное развитие предложения на рынке СРМ, что является безусловным плюсом.

Так, по мнению Юлии Амириди в банковском сегменте рынка CPM в условиях турбулентной экономики основным драйвером развития остаётся борьба за клиента и источники прибыльности.

 «Это продуцирует интерес потребителей к СРМ-приложениям для планирования, оценки и анализа финансовой эффективности бизнеса, а также административных и хозяйственных расходов. Их использование помогает выявлять резервы прибыльности, скрытые в продуктовом предложении и ценовой политике, каналах продаж и организации обслуживания клиентов, исполнительской дисциплине бизнес-процессов».

Что касается барьеров, то здесь участники рынка отмечают такие факторы, как неопределенность в экономической политике, возможности отечественных CPM-систем, а также сокращение ИТ-бюджетов.

Так, по мнению Юлии Амириди, основными препятствиями развития финансового сектора рынка СРМ, на котором работает компания Intersoft Lab, является планомерное сокращение количества кредитных организаций и оптимизация ИТ-бюджетов потенциальных заказчиков на фоне экономической нестабильности и ужесточения требований регулятора. В этой связи, по её словам, особую актуальность приобретают методики для оценки экономической эффективности управленческих систем, позволяющие получить не только качественные, а прежде всего, количественные оценки выгод от использования СРМ-систем.

Читать обзор полностью на TAdviser.