Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Современная бизнес-аналитика для банков: в приоритете аналитическая отчетность и качество данных

Аналитическая поддержка бизнеса – приоритетное направление использования корпоративных хранилищ данных для кредитных организаций. За последние два года значительная часть банковских проектов построения хранилищ данных в России связана с автоматизацией аналитической отчетности. Аналитика становится востребованной бизнесом: руководителями бизнес-направлений, продуктовыми и  клиентскими менеджерами, риск-менеджерами и другими сотрудниками банка.

Банковским специалистам, ответственным за результативность и развитие бизнеса, важно получать достоверную аналитическую информацию для регулирования операционной деятельности и принятия решений на тактическом и стратегическом уровне.

Банк «Санкт-Петербург» внедрил корпоративное хранилище данных "Контур", чтобы обеспечить единый согласованный источник данных для BI-инструментов.

Банк является крупнейшей финансовой организацией Северо-Западного региона России, входит в ТОП-20 российских банков по объему активов и объемам кредитования населения, обслуживает более 1,5 млн. физических лиц и 56 тыс. компаний, эмитировал и обслуживает более 1 млн. банковских карт.

Павел Филимоненок, заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург»: «Аналитическую отчетность используют специалисты бизнес-подразделений и риск-менеджеры. Чтобы предоставить им качественную аналитику, мы построили корпоративное хранилище данных, с помощью которого начали консолидировать и проверять качество огромных массивов данных по  клиентам и кредитным договорам, данных бухучета. В результате хранилище стало основным источником для формирования отчетов по кредитной деятельности. Его первыми пользователями стали специалисты дирекции кредитных рисков, которые получили возможность оперативно оценивать состояние кредитного портфеля в  интересах розничного и корпоративного бизнеса. В настоящее время, состав данных хранилища существенно расширен, в нем собраны данные по 3,5 млн. договоров по  частным и корпоративным вкладам, данные по пластиковым картам. Прирастает состав пользователей от розничного блока, казначейства и дирекции бухгалтерского учета и отчётности Банка».

Для бизнес-подразделений было важно самостоятельно получать интересующую аналитику из хранилища данных, чтобы оперативно управлять своей деятельностью, не дожидаясь ИТ-посредничества в настройке отчетов.

Поэтому Банк использовал внешнюю систему Business Intelligence (BI) для выпуска аналитической отчетности. Таким образом, на ИТ-департамент была возложена ответственность за загрузку данных в хранилище, настройку других источников, а разработкой конкретных приложений и доставкой контента бизнес-пользователям централизованно занимались специалисты финансового блок, при этом предоставляя пользователям возможность самостоятельно настраивать отчетные формы.

Сегодня, используя различные BI-инструменты, специалисты Банка выпускают на  данных хранилища не только управленческую отчетность, но и осуществляют расчеты отдельных, наиболее трудоемких, показателей для обязательной отчетности: ежедневно контролируют показатель краткосрочной ликвидности по Basel III и рассчитывают коды нормативов, имеют возможность оперативно сформировать бюджет по любому клиенту банка.

В основе аналитической отчетности должны быть качественные данные, максимально точно описывающие состояние бизнеса.

Использование хранилища данных помогло Банку «Санкт-Петербург» решить проблему качества данных и повысить доверие к отчетности со стороны руководителей и сотрудников банка. Ошибки и неточности, рассогласованность в  данных, которые неизбежно порождаются в учетных системах, устраняются на этапе загрузки в хранилище. В Банке создана и функционирует «Служба качества данных»  — специальное направление, которое отвечает за исполнение функций контроля качества информации, поступающей в корпоративное хранилище.

Павел Филимоненок: «Корпоративное хранилище данных стало ключевым звеном для автоматизации аналитической отчетности Банка и технологической основой доверия бизнес-подразделений к данным. Организационные стандарты контроля данных, которые мы используем в рамках специальной службы, помогают нам постоянно повышать качествобизнес-данных. Созданное решение не является статичным, мы  расширяем модель хранилища и наполняем его новыми данными, чтобы бизнес-подразделения могли эффективно решать новые отчетные и аналитические задачи».