Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Новости

Банки выходят в онлайн

По данным иследовательской группы TowerGroup банки все активнее внедряют электронные системы оплаты счетов. По подсчетам TowerGroup, в этом году электронным способом будет доставлен и обработан 1% всех выставленных счетов, а в 2005 году - уже 9%.Специалисты утверждают, что банки будут выделять от 20% до 25% своих IT-бюджетов на обеспечение EBPP-сервисов, а доходы от перевода клиентов с бумажных носителей на электронные счета достигнут 1.4 млрд. долл. Одновременно банки столкнутся с конкуренцией со стороны 33% финансовых и телекоммуникационных компаний, число которых на данном рынке будет расти, и к 2005 году составит 60%. Тем не менее, несмотря на жесткую конкуретную борьбу на рынке электронных финансовых услуг, 90% банков все же предложат своим клиентам возможность получать и оплачивать счета электронным способом. Пока основным тормозящим фактором развития EBPP аналитики называют недостаточную осведомленность пользователей.

По данным консалтинговой компании Gomez, в целом информированность клиентов банков об имеющихся онлайновых банковских услугах оставляет желать лучшего. В частности, опросы показали, что 50.2% из них просто толком не знают о том, какие операции можно проводить со счетом в онлайне, например, могут ли они с помощью Интернет остановить платежи со своих счетов и др.

Результаты опроса, проведенного компанией Mobius Management Systems, свидетельствуют, что более 60% потребителей положительно относятся к проекту, но при этом 34% не знают, могут ли они оплачивать электронные счета в своем банке, и 31% не в курсе, присутствует ли в Интернет организации, выставляющие им счета. Из 36% использующих EBPP-услуги опрошенных, 54% оплачивают таким образом свои счета за пользование Интернет, телекоммуникационные услуги (40%), коммунальные услуги (26%) и кабельное телевидение (23%). Среди тех же, кто отказался от онлайнового банковского обслуживания, основной причиной этого шага назван недостаток возможностей, неуверенность в безопасности таких операций, а также нестабильную производительность систем, предназначенных для потребителей. Соответственно, специалисты компании Gomez полагают, что банкам следует улучшить качество онлайновых услуг, сосредоточившись в первую очередь на повышении удовлетворенности клиентов и их удержании. Аналитики рекомендуют банкам регулярно оценивать степень лояльности своих клиентов, измерять их демографические характеристики и анализировать поведение.

Несмотря на критику экспертов, банки все же достаточно активно внедряют новые решения в области онлайнового клиентского обслуживания. Например, скандинавский банк Nordea планирует воспользоваться услугами норвежской компании BBS, специализирующейся на обслуживании банковских платежей и являющейся партнером фирмы Baltimore TrustedWorld. BBS имеет трехлетний опыт применения PKI-системы UniCert, разработанной Balimore Technologies, и являющейся центральным элементом трастовой инфраструктуры. Balimore Technologies готова развернуть свою систему обеспечения электронной безопасности в течение 90-120 дней, после чего клиентам банка Nordea будет предложен набор новых услуг по безопасному ведению электронного бизнеса.

Не менее выгодно и сотрудничество крупнейшего в Германии сберегательного банка Deutscher Sparkassen Verlag с американской компанией VeriSign в области использования инфраструктуры для выпуска смарт-карт с возможностью цифровой сертификации. Такое сотрудничество позволит обеспечить клиентов Deutscher Sparkassen Verlag смарт-картами со встроенными сертификатами, предоставляющими возможность подтверждения личности пользователя и его электронной подписи, что в свою очередь будет способствовать повышению безопасности осуществления операций через Интернет.

Безопасность вообще является критическим аспектом электронных платежей. Именно поэтому лидерами рынка становятся компании, предлагающие наиболее безопасные решения, а также сами продукты поддержки безопасности интернет-транзакций. Так, дочернее предприятие IBM, компания Tivoli Systems, объявила о получении нового контракта от Банка Ирландии, по условиям которого Tivoli Systems предоставит свое программное обеспечение по управлению защитой данных для использования в создаваемых в настоящее время системах бизнес-приложений Банка. Банк Ирландии выбрал решения Tivoli SecureWay Policy Director и Tivoli SecureWay Privacy Manager для использования в качестве составных частей системы, которая будет обеспечивать защиту предоставляемой его клиентами информации. В столице финансового мира Швейцарии открылся первый швейцарский интернет-банк Swissquote. Банк предложит своим клиентам возможность проводить любые банковские операции через Интернет, а также получать кредиты, доступные до сих пор только финансовым организациям. Swissquote будет работать 18 часов в сутки и благодаря клиентской базе Swissquote Group, занимающейся онлайновыми брокерскими операциями и владеющей контрольным пакетом акций нового банка, создатели планируют, что банк будет работать без потерь со дня своего открытия.

Не отстают от банков и сами производители. 18 июня на конференции Retail Finance Europe 2001 Conference, проходившей в Лондоне, компаниями Intel,Cap Gemini Ernst & Young и Compaq было анонсировано полностью интегрированное и высокофункциональное программно-аппаратное решение, использующее цифровые технологии и Интернет для расширения и улучшения взаимодействия с клиентами финансовых организаций и повышения качества их обслуживания. Решение Bank-in-a-Box делает возможным внедрение новых банковских и финансовых услуг, использующих электронные носители информации и Интернет для связи с клиентами и выполнения операций. В этом решении соединились последние технологические достижения Intel, опыт системной интеграции Compaq и наработки Cap Gemini Ernst & Young в области управления бизнесом и консалтинговых услуг.

Не отстает от общего движения и Россия. Причем следует заметить, что в последнее время серьезно активизировались именно региональные банки. Так, 6 июня 2001 года БашКредитБанк сообщил о подписании с компанией Hewlett-Packard соглашения о стратегическом партнерстве. Базовым фундаментом информационной стратегии станет использование преимуществ среды Интернет в качестве приоритетного направления бизнеса банка.