Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Новости

Business Рerformance Management: исторический масштаб

BPM – это современное прочтение концепции СППР (система поддержки принятия решений), историю развития которой можно проследить с 60-х годов ХХ века. В настоящее время ВРМ-системы поддерживают принятие управленческих решений в каждом 2-м российском банке из Топ-100. Cоотношение успешных и неуспешных проектов можно оценить как 3 : 2. Сегодня неотъемлемое условие успеха проекта по автоматизации управления эффективностью в банке – ВРМ-консалтинг. Развитие ВРМ определяет новейшую историю СППР.

Появившись в начале второй половины ХХ века, концепция СППР шаг за шагом расширяет поддержку классического цикла принятия решения: «анализ ситуации – генерация возможных решений – оценка решений и выбор лучшей альтернативы» в рамках каждой функции управления «планирование – контроль – анализ – регулирование» и на всех уровнях менеджмента – стратегическом, тактическом, оперативном.

Первые СППР, известные с середины 60-х годов прошлого века как MIS (Management Information System – управленческие информационные системы), были ориентированы на поддержку контрольных функций на операционном уровне управления. Они предлагали потребителям «жесткие» отчеты о прошлых результатах их бизнеса.

Вскоре – в конце шестого десятилетия прошлого века – сформировался класс DSS (Decision Support System – системы поддержки принятия решений). DSS сумели проникнуть уже на уровень управления подразделениями организаций, то есть на тактический уровень управления, предложив инструменты для планирования, моделирования и незапланированного анализа данных.

В конце 80-х гг., времени стремительного взлета информационных технологий, углубление ИТ-поддержки функций анализа в практическую сторону обусловило трансформацию DSS в BI (Business Intelligence – бизнес-анализ), охвативший все уровни управления, включая стратегический.

Дополняя друг друга, все три класса инструментальных СППР слились на рубеже ХХ-ХХI столетий в компьютеризированные системы класса ВРМ (Business Performance Management – управление эффективностью бизнеса). Современная ВРМ-система соединяет в себе хранилище данных для консолидации первичных данных, набор ВРМ-приложений для преобразования данных в производные информационные единицы с целью поиска управленческих альтернатив и BI-инструменты для всестороннего анализа ситуации и оценки решений.

Историю появления ВРМ-проектов в России Intersoft Lab, первый специализированный российский вендор аналитических и управленческих систем для финансовых организаций, может проследить за 15 лет, прошедших с момента основания компании в 1999 году. По данным Intersoft Lab, сегодня ВРМ-системы поддерживают принятие управленческих решений в каждом 2-м российском банке, входящем в Топ-100. При этом соотношение успешных и неуспешных проектов различных вендоров можно оценить как 3:2.

Успех ВРМ-проектов определяется опытом вендора и внедренческой компании, воплощенном в функциональном качестве программной ВРМ-платформы и отлаженных стандартах внедрения, а также методической готовностью банка к автоматизации функций управления и их взаимосвязей на уровне топ-менеджмента, функциональных руководителей и исполнителей.

Реализация ВРМ-платформы должна максимально соответствовать концепции ВРМ, то есть развиваться в направлении поддержки полного цикла управленческих функций на всех структурных уровнях организации. Это позволит выстраивать ВРМ-проект от «простого к сложному» и быть уверенным, что решение будет соответствовать растущим ожиданиям бизнеса. Зрелая методика внедрения должна минимизировать сроки реализации всех этапов проекта, чтобы заказчик оперативно ощутил ВРМ-выгоды.

Методическая готовность к автоматизации управления эффективностью определяется полнотой и согласованностью управленческой модели банка, обуславливающей принципы и правила исполнения управленческих функций. «Выработка методической модели управления – это создание основы для конструирования управленческих решений, согласованных на всех уровнях менеджмента и в рамках всего цикла управления, – считает заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab Юлия Амириди. – За последний год спрос на ВРМ-консалтинг, то есть услуги по формализации и развитию индивидуальных управленческих моделей банков, удвоился. ВРМ-консалтинг постепенно становится неотъемлемым условием успеха ВРМ-проекта».

Такова одна из ключевых исторических задач развития BPM-технологий в России настоящего времени.

Сегодня Business Performance Management продолжает интенсивно развиваться. Среди наиболее перспективных направлений BPM можно назвать рост специализированных отраслевых решений, развитие оперативной и прогнозной аналитики. Какое из них определит дальнейшую динамику BPM – покажет новейшая история, которая творится сегодня.