Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Новости

По данным Intersoft Lab, 88 % крупных российских банков не осуществляют заявочные кампании для планирования сметы АХР в автоматизированном режиме

В условиях ужесточающейся конкуренции на российском банковском рынке банки начинают поиски резервов экономии. В этой связи особого внимания заслуживает потенциал, который может раскрыться при правильном управлении административно-хозяйственными расходами, грамотном планировании и контроле бюджета АХР. Чтобы наладить эту работу, нужны специализированные ИТ-инструменты, ориентированные на профильную область. Таким является BPM-приложение «Бюджет хозяйственных расходов» на платформе «Контур» производства Intersoft Lab. Оно обеспечивает автоматизацию полного цикла бюджетирования административно-хозяйственных расходов в банке.

Один из важных способов повышения маржинальности банковских продуктов и услуг – экономия административно-хозяйственных расходов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности банка.

Российские финансово-кредитные структуры постепенно осознают необходимость автоматизации всего цикла хозяйственного бюджетирования. А для этого нужны специализированные ИТ-решения для поддержки сметного планирования и контроля. Тем не менее большая часть отечественных банков, включая крупные, пока не отказались от сложившейся практики использования таблиц Excel для проведения процедуры бюджетирования. Но сколь удобны и привычны ни были эти таблицы, их возможностей на осуществление полноценного коллективного планирования бюджета недостаточно.

Excel не предназначен для коллективной работы пользователей, а планирование без нее сегодня немыслимо. В электронных таблицах отсутствуют механизмы разграничения прав доступа. Кроме того, консолидацию отдельных бюджетов потребляющих служб в сводный документ сметообразующего подразделения приходится выполнять вручную, поэтому ошибки здесь практически неизбежны, а последствия непредсказуемы. Невозможно реализовать, пользуясь Excel, и так называемую «заявочную кампанию». При ее проведении подготовка бюджета банка ведется на основе заявок, поступающих из потребляющих подразделений. В этих заявках очень детально, буквально на уровне отдельных позиций («Канцтовары такие-то» или «Монитор» для определенного пользователя) задокументированы требования подразделений и сотрудников на расходование денежных средств. В процесс планирования вовлечены практически все департаменты, отделы и службы кредитной организации, и часто – вплоть до конкретного сотрудника. ИТ-поддержку заявочных кампаний в банке способно обеспечить только специализированные системы, поддерживающие документооборот бюджетных заявок, многоуровневую их консолидацию в бюджеты потребляющих/сметообразующих подразделений, автоматическую проверку на соответствие лимитам по статьям расходов.

По данным Intersoft Lab, на сегодняшний день специализированным ИТ-приложениям для бюджетирования, произведенными внешними поставщиками, отдали предпочтение немногим более десятой части крупных банков (12 %). Речь идет о тех кредитных организациях, активы которых превышают 30 млрд руб., – по классификации агентства «РБК. Рейтинг» они входят в Топ-150. Подавляющее большинство из крупных банков (свыше 80 %), успешно реализовавших ИТ-проекты бюджетирования, выбрали своим технологическим партнером компанию Intersoft Lab. Среди них: ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО АКБ «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК», Банк «Левобережный» (ОАО), ОАО «Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики» (Связь-банк), ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (дочерняя компания Группы «Московская биржа»), АКБ «Новикомбанк», ОАО «ОТП Банк», ОАО CКБ Приморья «Примсоцбанк», КБ «РМБ» ЗАО, АКБ «Транскапиталбанк».

Автоматизация бюджетирования административно-хозяйственных расходов – одно из важных направлений проектной работы Intersoft Lab. По оценкам маркетинговой службы компании, еще пять лет назад кредитные учреждения интересовало главным образом ИТ-поддержка контроля исполнения бюджета АХР, и лишь треть банков-заказчиков проектов бюджетирования были готовы автоматизировать также и сметное планирование. Теперь же картина изменилась: начиная с 2010 г., 80 % ИТ-проектов бюджетирования АХР, наряду с автоматизацией контрольных функций, предусматривали поддержку планирования сметы хозяйственных расходов.

«Чем больше сотрудников банка вовлечено в процесс бюджетного планирования, тем с большими ограничениями табличной технологии MS Excel приходится сталкиваться плановым подразделениям, – рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab. – В частности, Excel не предназначен для поддержки заявочных кампаний, которые являются важной составной частью развитых методик бюджетирования. С ростом банковского бизнеса, что продиктовано прежде всего расширением розничных точек продаж, более востребованным становится коллективное планирование с участием значительного количества потребителей сметы – банковских подразделений и их сотрудников. Чтобы подготовка сметы с вовлечением сотрудников всех подразделений банка прошла оперативно и “без потерь”, необходимо использовать приложения, имеющие готовую функциональность для планирования».