Новости

Самое актуальное о проектах, решениях и событиях Intersoft Lab

Практический семинар по подготовке отчетности на BPM-платформе "Контур" собрал представителей крупнейших российских банков

21 июня 2007 года в Москве, в конференц-зале Ассоциации российских банков (АРБ) Московский банковский союз и компания Intersoft Lab совместно с партнерами - компаниями "Квадриум" и "Зирван" - провели семинар "Как оптимизировать подготовку банковской отчетности: анализ проектов автоматизации в российских кредитных учреждениях". Познакомиться с практическими аспектами автоматизации подготовки регулятивной и управленческой отчетности многофилиального банка, а также с опытом внедрения систем отчетности на платформе "Контур" в ЗАО АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК" и в ОАО АКБ "Связь-Банк" собралось около 80 представителей из 37 крупнейших кредитных организаций страны, среди которых Сбербанк России, Банк ВТБ, Банк "УРАЛСИБ" (ОАО), АБ "Газпромбанк" (ЗАО), Банк Москвы (ОАО), БИНБАНК (ОАО), АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО), ICICI Bank Eurasia, "Россельхозбанк" (ОАО) и другие.

Интерес, проявленный представителями банков к семинару - гораздо большее количество участников, чем предполагалось организаторами изначально - еще раз показал, что решение задачи подготовки нормативной и внутрибанковской отчетности крайне актуально для российских финансово-кредитных учреждений. Представленный на семинаре практический опыт автоматизации наиболее важных для отечественных банков 4 видов отчетности - обязательной, по МСФО, налоговой и управленческой - только усилил внимание к мероприятию.

Открыла практический семинар Юлия Амириди, эксперт АРБ, заместитель генерального директора Intersoft Lab по маркетингу и работе с партнерами. В первой части своего доклада она представила аудитории текущие подходы к автоматизации подготовки обязательной отчетности в банках зарубежных стран. Речь, прежде всего, шла о банках экономически развитых стран Америки и Западной Европы. Участники семинара узнали, что сегодня в таких странах как Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, США банки все больше начинают отдавать предпочтение использованию хранилищ данных для выпуска обязательной отчетности, тогда как выпуск отчетности на основе данных Главной книги (аналога российских АБС) постепенно сдает свои позиции. Так, в 2002 году хранилища данных для выпуска отчетности использовали только 4% западных банков, в 2004 году - 8%, то в 2006 году - уже 20% банков, и эта тенденция продолжится в ближайшие годы. Одной из основных причин сложившейся ситуации, по мнению докладчика, является то, что данные Главной Книги, которая является отчетом об изменении баланса, как правило, не содержат таких ключевых элементов данных как тип клиента, тип транзакции, код продукта, валюту, страну проживания или риск, составляющих основу подготовки практически всех отчетов, которые требуют сегодня разные регуляторы. Одновременно с этим, подчеркнула она, обеспечение связи данных Главной книги с исходными системами остается "слабым местом" таких решений. Юлия Амириди рассказала об отмеченных западными банками преимуществах использования хранилища данных в качестве платформы для подготовки отчетности и привела доводы в пользу ценности зарубежного опыта применительно к отечественной практике. Однако существенное различие в периодичности подготовки отчетности в российских и зарубежных банках - следующий важный вопрос, затронутый в докладе - не может, по словам Юлии Амириди, не отражаться на специфике функционирования хранилищ данных, используемых российскими кредитными организациями. Участники согласились, что большое количество выпускаемой нашими банками ежедневной отчетности формирует особые требования к загрузке данных в хранилище, где критическим параметром становится время. Эта задача, по утверждению Юлии Амириди, может быть решена с помощью специальных средств интеграции приложений, тем более что положительный опыт применения таких решений в российских банках уже существует – его успешно применяет партнер компании Intersoft Lab - "Квадриум".

Продолжая тему интеграции, следующий докладчик, Дмитрий Первухин, директор Управления технического консалтинга компании Intersoft Lab, предложил аудитории рассмотреть технологии сбора данных бухгалтерского учета и сделок в хранилище. Его выступление было посвящено подробному описанию интегрированной ИТ-платформы для подготовки отчетности многофилиального банка, основой для которой служит хранилище данных.

С решением сложных задач по подготовке обязательной отчетности в многофилиальном банке участников семинара познакомил Геннадий Бережной, председатель правления компании "Квадриум" - разработчика решений "Отчетность по РПБУ" и "Налоговый учет и налоговая отчетность" на основе финансового хранилища данных "Контур Корпорация". На примере проекта в ОАО АКБ "Связь Банк" Геннадий Бережной рассказал о технологии оптимизации процесса сбора данных территориально распределенного банка для получения обязательной отчетности по РПБУ. Аудитории были представлены все этапы проекта - от установки финансового хранилища данных "Контур Корпорация" и интеграции на уровне бухгалтерского учета до запуска в промышленную эксплуатацию "сделочной" отчетности. Оценить результаты проекта и узнать, как работает технология на практике, участники семинара смогли из выступления Владимира Григорьева, начальника управления сопровождения информационных систем и региональной поддержки ОАО АКБ "Связь-Банк". Он поделился опытом создания интеграционного решения по поставке данных из филиалов банка, работающих в удаленных часовых поясах, на базе платформы IBM WebSphere и рассказал, как ведется расчет обязательных нормативов банка в режиме "on-line".

Автоматизации подготовки финансовой отчетности по международным стандартам было посвящено выступление главного бухгалтера АКБ "Интерпромбанк" Василия Зипухо. В банке эта задача решается с помощью приложения "Отчетность по МСФО", разработанного партнером Intersoft Lab, компанией "Зирван" на основе финансового хранилища данных "Контур Корпорация". В своем докладе Василий Зипухо акцентировал внимание на организационных подходах к построению процесса подготовки отчетности по МСФО и дал банкам практические рекомендации.

Далее Игорем Рыжим, директором по внедрению банковских систем компании "Квадриум", участникам семинара было представлено решение по автоматизации налогового учета и выпуску налоговой отчетности на основе хранилища данных "Контур Корпорация". Это решение, как рассказал докладчик, обеспечивает оперативность подготовки сводных налоговых деклараций и выверки филиальной отчетности, а также позволяет вести централизованный выпуск деклараций по разноформатным данным филиалов.

В заключительном докладе, который представил Алексей Леонтович, заместитель директора Управления технического консалтинга компании Intersoft Lab, была обозначена еще одна грань комплексной системы подготовки нормативных данных - обмен данными с НБКИ (Национальным бюро кредитных историй) и ССВ (системой страхования вкладов). Эта задача, как выяснилось из выступления Алексея Леонтовича, может также успешно решаться с помощью хранилищ данных. Аудитории были показаны преимущества подготовки данных для НБКИ на основе хранилища данных "Контур Корпорация" и приведен пример решения задачи формирования отчетности по ССВ в ОАО "ТрансКредитБанк".

Нужно отметить, что практически каждое выступление на семинаре сопровождалось многочисленными вопросами аудитории и бурными дискуссиями. По окончанию выступлений участники не преминули воспользоваться возможностью еще раз обсудить в формате "круглого стола" ряд проблем, вызвавших наибольший интерес.

Подводя итоги мероприятия, Юлия Амириди подчеркнула, что "первый широкоформатный семинар компании Intersoft Lab и ее партнеров в очередной раз подтвердил синергетический эффект выбранной формы сотрудничества. Внутриотраслевая специализация партнеров компании, а в семинаре приняли участие те, кто занимается разработкой автоматизированных систем для подготовки отчетности, помогает не только создавать качественные решения, объединять усилия при реализации масштабных проектов у заказчика, но и представлять их так, что на интерес к ним не влияет ни жара, ни период отпусков".