Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Финансовая аналитика глазами финансовых директоров

В настоящее время уже трудно представить работу финансового отдела компании без поддержки информационных систем. Но насколько эти системы помогают достигать поставленных целей? Удается ли финансовым директорам получать информацию, способствующую извлечению прибыли? Есть ли у них технические возможности для получения аналитических данных, которые помогут продвинуть компанию вперед? Ответы на эти вопросы дают результаты исследований, проведенных компаниями CFO Research Services и Dynamic Markets.

В ожидании роста

В марте 2011 года компания CFO Research Services провела опрос среди финансовых руководителей в США. Данные, полученные в результаты исследования, показывают, что финансовые директора действительно нуждаются в аналитических инструментах, которые могут помочь компании в поисках стратегий для дальнейшего роста. Они считают, что экономические условия постепенно улучшаются, 85% респондентов ожидают увеличения доходов в ближайшем году, хотя только 10% характеризуют этот рост как "существенный".

Как выяснилось, для большинства опрошенных процесс принятия решений представляется довольно напряженным и сложным, что во многом вызвано непростыми экономическими условиями, в которых приходится принимать решения. Только половина опрошенных ожидают улучшения экономических условий настолько, что процесс принятия решений станет менее напряженным. Остальные либо не видят изменений в сложности принятия решений или ожидают, что принятие решений станет еще более напряженным процессом.

Изменение экономической ситуации требует от руководителей поиска новых возможностей для роста, и они готовы использовать информационные системы и инструменты для принятия различных финансовых и оперативных решений. Однако, финансовые руководители ожидают, что они столкнутся с новыми трудностями в использовании информации. Как отметил один из респондентов: "Самое важное - это качество собранных данных".

О роли данных

Все участники опроса согласны с тем, что высококачественная информация и мощные и гибкие аналитические инструменты могут помочь компаниям справиться с возрастающей сложностью задач и неопределенными экономическими условиями. Но в основе всех этих аналитических возможностей лежат данные. И здесь опрос выявил интересные тенденции.

Выяснилось, что компании лучше в сборе и анализе одних видов данных, чем других. Как оказалось, финансовые руководители лучше всего собирают и анализируют внутреннюю финансовую информацию для принятия решений. Более половины опрошенных заявили, что их компании "очень эффективно" используют финансовую информацию и бухгалтерские данные, собранные для подготовки отчетности для контролирующих органов, при принятии стратегических и оперативных решений (54% респондентов). Вместе с тем, опрос выявил, что многие финансовые руководители неудовлетворенны уровнем эффективности финансовых отделов в сборе и анализе оперативных данных, связанных с финансами: как из внутренних (31%), так и из внешних источников (24%).

В целом, как показал опрос, от 40% до 60% респондентов считают, что их компании "в некоторой степени" эффективны, добавляя при этом, что видят пространство для дальнейшего совершенствования.

Интуиция и аналитика

В ходе исследования также была поставлена задача выяснить, есть ли возможности для внедрения и использования более сложных аналитических инструментов с тем, чтобы улучшить процесс принятия решений. И были получены очень интересные результаты.

Как оказалось, большинство финансовых руководителей полагаются, прежде всего, на свою интуицию и опыт при принятии стратегических и оперативных решений. Респонденты признали, что сложное моделирование и аналитика играют менее важную роль при принятии стратегических и оперативных решений. Больше всего респондентов (36%) считают менеджерскую интуицию и опыт главным критерием при принятии стратегических и оперативных решений в сочетании со свежими данными по финансовой эффективности (31% опрошенных).

Меньшее число респондентов (17%) назвали статистический анализ и моделирование главными критериями при принятии решений, а 36% респондентов сказали, что их компании почти или совсем не используют эти более сложные технологии.

Также любопытно, что две трети всех опрошенных (67%) сказали, что не видят необходимости для изменения роли интуиции при принятии решений, а 20% опрошенных заявили, что управленческая интуиция должна играть даже большую роль в процессе принятия решений в следующем году. Они исходят из того, что, в конце концов, люди, а не информационные системы управляют компанией.

Результаты опроса показали, что финансовые руководители нуждаются в объединении лучших возможностей аналитики и личного опыта. Респонденты отметили, что хотели бы, чтобы аналитика заняла более важное место в процессе принятия решений в будущем. Более половины опрошенных (53%) сказали, что моделирование и аналитика должны играть большую роль.

В этой связи очень показательны результаты исследования, проведенного компанией Dynamic Markets. Согласно опросу порядка 73% менеджеров среднего звена и выше в той или иной степени пытаются использовать возможности сценарного планирования. Но специализированные программные продукты, присутствует лишь в 44% компаний. И только 11% компаний обладают мощными специализированными системами, способными поддерживать различные виды сценарного планирования, включая оценку влияния разных стратегий на финансовую эффективность, операционную реализуемость, основные фонды и рабочую силу.

Учитывая то, как компании подходят к сценарному планированию, неудивительно, что 95% менеджеров сталкиваются с проблемами. Самая распространенная из них - это отсутствие стандартизированного формата для данных из разных источников (56% опрошенных). Действительно, как показал опрос, менеджеры жалуются, что сбор своевременной информации для сценарного планирования превращается в серьезное испытание (43% опрошенных); в данных присутствуют расхождения (40% респондентов); информация, предоставляемая другими отделами, может быть неточной, что порождает проблемы (35%). В целом, те, кто занимается сценарным планированием в странах Ближнего Востока, России, Южной Африке, Великобритании и США, сталкиваются с еще большим количеством подобных проблем. Но примечательно, что, несмотря на недостаток соответствующего ПО и перечисленные выше сложности, менеджеры выражают оптимизм в отношении того, насколько далеко в будущее их компании способны спрогнозировать точный доход и затраты. В среднем менеджеры считают, что их компании могут прогнозировать доход и затраты на 1,2 года вперед.

IT-системы слишком сложны

Исследование выявило еще одну крайне важную проблему. Как оказалось, одним из существенных препятствий на пути к использованию аналитических инструментов при принятии решений является сложность IT-систем.

Так, респонденты отмечают, что возможности их компании по внедрению новых требований к отчетности и аналитике ограничены и нуждаются в усовершенствовании (39% опрошенных). Почти столько же респондентов (35%) говорят, что требует усовершенствования и возможность их компании своевременно получать и использовать данные о результатах деятельности.

По мнению 40% респондентов среди основных проблем, связанных со сложностью IT-систем, назвали следующие: проблемы с функциональной совместимостью между разрозненными IT-системами; недостаток достаточно сложных моделей, показателей и методологий для поддержки принятия решений; дублирующиеся и конфликтующие источники данных.

Как выяснилось, сложные IT-системы препятствуют усилиям финансового отдела по улучшению его аналитических возможностей. Около половины респондентов (48%) заявили, что сложность IT-систем затрудняет составление отчетов и анализ состояния дел с помощью новых методов, препятствует возможности удостовериться в цельности данных в рамках организации в целом (46%) или мешает своевременному предоставлению правильных данных пользователям (42%).

Все эти недостатки только усложняют анализ огромных объемов данных с целью поиска возможностей для роста.

Готовы инвестировать

Как свидетельствуют результаты опроса, отмечая целый ряд проблем, связанных с использованием аналитических инструментов, финансовые директора, тем не менее, готовы вкладывать средства в дальнейшее развитие технологий.

Респонденты ожидают, что их компании будут инвестировать в технологии, которые повышают возможности финансовой аналитики, но хотят согласовать инвестиции с потребностями компании. Один из участников опроса написал, что финансовому отделу нужно "позволить менеджерам других отделов сказать, что, по их мнению, является наиболее значимой информацией". Другой советует свои коллегам "начать с определения того, что нужно руководству для управления бизнесом".

Финансовые директора хотят вложить средства, необходимые для улучшения возможностей доступа к данным и анализа информации. Более трех четвертей респондентов (76%) ожидают, что их компании сделают хотя бы умеренные инвестиции в технологии, позволяющие увязать операционные данные с финансовыми результатами, а также инструменты. повышающие гибкость (73%) и своевременность предоставления данных (69%).

В целом опрос показал, что финансовые руководители понимают важность согласования анализа данных с потребностями бизнеса в процессе планирования дальнейшего роста компании. И они готовы вкладывать средства в развитие инструментов, позволяющих получать и анализировать информацию об эффективности бизнеса. Большинство опрошенных заявили, что их компании будут инвестировать во все процессы, связанные с повышением эффективности бизнеса.

Публикации

  1. Увеличение возможностей финансовой аналитики для роста во время перемен (Gearing Up for Growth Financial Analytic Capabilities for Changing Times). 2011 г.
  2. Управление эффективностью: неполная картина. Независимое исследование рынка. Dynamic Markets (Performance Management: An Incomplete Picture. Independent Market Research). Апрель 2011 г.