Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Современное состояние рынка BI: есть потребность, но нет опыта

Спрос на BI-приложения растет, о чем свидетельствуют данные различных исследований. В то же время, их внедрение сопровождается целым рядом проблем и не всегда приводит к нужным результатам. Как и почему это происходит?

Кому и зачем это нужно?

BeyeNETWORK совместно с Saint Joseph’s University провели специальное исследование (State of Business Intelligence), чтобы выяснить состояние рынка бизнес-аналитики на сегодняшний день.

Как выяснилось, во многих компаниях в BI-инструментами работают не только специалисты по бизнес-аналитике, но и пользователи (33% опрошенных). В чуть меньшем числе компаний с BI-инструментами «общаются» только ИТ-специалисты, а полученные результаты передаются потребителям, в их отделы (26% опрошенных). При этом четверть опрошенных признались, что возможности их BI-приложений неадекватны поставленным задачам (25% респондентов).

Что касается конкретных элементов BI, то большинство используют в первую очередь инструментальные панели (69,4% опрошенных); технологии, поддерживающие принятие решений – анализ «что – если» (65,3%), технологии для «глубинного» анализа данных (data mining) (56,9%).

Как оказалось, руководство компаний обращается к возможностям бизнес-аналитики при принятии решений приблизительно в половине случаев.

Опрос показал, что бизнес-аналитика широко используется для поддержки различных приложений. Среди стратегических BI-приложений она главным образом используется для:

  • стратегического планирования (60,6% опрошенных)
  • продуктовой и рыночной аналитики (63,4%)
  • анализа рыночных трендов (53,5%)
  • анализа цепи поставок (32.4%)

Среди тактических BI-приложений для:

  • управления эффективностью (57,1%)
  • маркетинга (52,9%)
  • прогнозирования (48,6%)
  • планирования (45,7%)
  • ценообразования и доходности (44,3%)

Среди операционных BI-приложений для:

  • финансовой аналитики (70,4%)
  • аналитики продаж (66,2%)
  • операционной аналитики (50,7%)
  • управления отношениями с клиентами (46,5%)
  • клиентского сервиса (35,2%)
  • анализа качества (32,4%)

Основными факторами успеха в достижении целей бизнес-аналитики респонденты назвали: открытость руководства и понимание им особенностей BI («очень важно» - 39,4% опрошенных, «крайне важно» - 27,3%); гибкость архитектуры данных (соответственно 45,5% и 21,2% опрошенных); сочетание бизнес-аналитики и технических навыков внутри BI-команды (47% и 30,3% опрошенных).

Интересны также прогнозы профессионалов в области BI и их мнение о том, как изменится сфера бизнес-аналитики в течение ближайшего года. Так, следует ждать увеличения спроса на BI-сервисы; привлечения большего числа талантливых специалистов в эту сферу; потребности в продолжении образования в области BI; повышения внимания к управлению данными и BI-программами; интеграции BI-систем с операционной и информационной структурами организации.

Почему BI не у всех работает?

Многие эксперты согласны в том, что у бизнес-аналитики большое и перспективное будущее. Тем не менее, те, кто внедряет BI сейчас, далеко не всегда достигают желаемых результатов. В своем новом исследовании консалтинговая компания KPMG попыталась найти ответ, в чем причина неудач.

Формула успеха, как отмечают аналитики KPMG, довольно проста: точная бизнес-аналитика + доступ к актуальной информации = лучшее принятие решений. А это решающий фактор эффективности компании. BI-системы, обеспечивая получение важных данных нужными людьми в нужное время, не просто позволяют им принимать верные решения, в конечном счете они повышают эффективность (а значит и доходность) компании. Примечательно, что финансовые рынки, как правило, всегда позитивно реагируют на заявление компании об инвестициях в BI, что выражается в увеличении стоимости ее акций. Проблема же, по мнению экспертов, заключается в том, что многие компании используют бизнес-аналитику неправильно. Поэтому при ежегодных инвестициях в BI в размере 60 млрд. долларов, половина всех BI-проектов проваливается, согласно результатам исследования Кембриджского университета.

В чем же проблема? Как показали результаты кембриджского исследования, менее 10% организаций использовали BI для одновременной трансформации своих организационных и технологических процессов. А именно это один из ключевых факторов успеха.

Кроме того, BI-проекты зачастую рассматриваются как сугубо технологические, подведомственные IT-специалистам, вместо того чтобы осуществлять их в масштабах всей организации. Другая причина неудач – неразвитость и устаревание IT-систем компании. Также нередки случаи, когда BI-проекты внедряются слишком быстро, без должной проработки. Как рекомендуют эксперты, очень важно начинать реализацию BI-проекта с основ, базовых вещей, осознавая сложность проекта и его влияние на многие другие процессы и системы.

Проанализировав результаты опроса, эксперты KPMG выделили шесть основных факторов успешного внедрения BI.

  1. Согласование бизнес-стратегии. Во многих компаниях нет явной связи между стратегией и информацией, используемой для управления бизнесом. Между тем, важно сконцентрироваться на информации, которая позволяет принимать верные решения.
  2. Управление. Многие компании стараются создавать отчеты с большими объемами различных данных в разных форматах, что серьезно затрудняет работу с ними. Чтобы бизнес-аналитика была осмысленной, нужно четко определить, кто владеет, использует и создает информацию и как она должна быть представлена, считают эксперты.
  3. Процесс управления эффективностью и отчетность. Несмотря на наличие большого количества информации, многие компании по-прежнему не способны предоставить нужную информацию нужным людям в нужное время. По мнению специалистов, выбирая правильные показатели эффективности, связывая отчетность с планированием и больше автоматизируя процессы, компании могут серьезно сократить расходы.
  4. Управление интегрированной информацией. Объемы и разнообразие форматов данных постоянно растут. Управление интегрированной информацией помогает управлять данными эффективно с помощью выработки общего языка, определений и общепринятых стандартов.
  5. BI-платформа. Эксперты обращают внимание, что бизнес-аналитика – это не отдельное ПО, а скорее часть интегрированной информационной сети. BI-платформа может состоять из множества приложений и помогает пользователям извлекать информацию из разных систем с тем, чтобы получить единую и достоверную информацию.
  6. Инфраструктура. В результате исследования выяснилось, что многие компании тратят на архитектуру BI-приложений нередко больше средств, чем это на самом деле необходимо. Это происходит часто из-за неоправданно раздутых требований, недостатка прозрачности между различными структурами компании и переизбытка приложений. В среднем около 40% расходов на IT-инфраструктуру могут быть сокращены в результате внедрения хорошей BI-системы.

Эти шесть факторов могут учитываться и по отдельности, но, как отмечают эксперты, для того чтобы извлечь максимальную пользу из BI, они должны быть согласованы между собой.

Основные проблемы при внедрении BI

Еще одной исследование, на этот раз от компании Freeform Dynamics, также пыталось определить, насколько успешно работает бизнес-аналитика, что компании думают о BI-инструментах и технологиях.

Исследование подтвердило, что в целом BI остается стратегически приоритетной областью во многих организациях, но меньше компаний рассматривают свои BI-стратегии как законченные в сравнении с аналогичным исследованием 2007 года.

Также выяснилось, что увеличилось число небольших компаний, которые осознали необходимость в BI. В то же время эксперты отмечают, что это может быть еще одним симптомом увеличения объемов информации.

Результаты исследования показали, что объемы использования традиционных BI-решений (хранилища данных и аналитика) не выросли в течение нескольких прошедших лет вопреки ожиданиям. Так, в 2007 году 45% опрошенных ожидали увеличения использования хранилищ данных, а в середине 2010 г. их число упало до 31%. В поисках причин такого падения, эксперты проанализировали то, что респонденты называют основными проблемами при внедрении BI.

Прежде всего, оказалось, что сложно определить, что такое BI-решения, а это фундаментальный вопрос. В принципе понятно, что BI связана с созданием и использованием некоего хранилища данных, которое обрабатывается таким образом, чтобы получить более высокий уровень знания. Но в реальности количество источников данных растет и это приводит ко второй проблеме. Существующие системы слишком фрагментарны, чтобы на их основе создать подходящее основание для хорошей BI. Эти два фактора связаны между собой. Фрагментарность приводит в свою очередь к увеличению затрат, трудностям с интеграцией и т.д. Кроме того, это может вызвать более общие проблемы с согласованием данных/информации в условиях, когда разные подразделения используют разные источники ключевых данных для анализа одной и той же проблемы и дают на нее разные ответы.

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что BI не достигла пока тех высот, которых могла бы достичь, полагают специалисты. Чтобы избежать этого, необходимо рассматривать BI как интегрированный элемент общей инфраструктуры, советуют эксперты.

Интересно заявление аналитиков, основанное на данных разных исследований, о том, что бизнес-пользователи менее заинтересованы во внедрении технологий управления информацией, поскольку источники информации – это не их проблема. Им нужно лишь получать необходимую информацию в нужное время и в корректной форме. Поэтому для того, чтобы достичь целей BI, компании должны сфокусировать внимание на предоставлении информации конечным пользователям.

Как отмечают эксперты, область BI всегда будет проблемной и лучшее, на что можно надеяться, это то, что BI-системы будут справляться с ростом объемов данных. Несмотря на это задача предоставлять нужную информацию нужным людям должна иметь соответствующий уровень приоритета. Когда компании начинают пересматривать свои BI-стратегии, наставало время понять, какая именно информация будет полезна для всех бизнес-пользователей и в соответствии с этим нужно прилагать требуемые усилия.

Операционная бизнес-аналитика

Эту идею продолжает Майк Фергюссон (Mike Ferguson), директор аналитической и IT-компании Intelligent Business Strategies, отмечая, что нередко, даже если бизнес-аналитика доступна на разных уровнях организации, она находится в распоряжении небольшого числа людей и не всегда в нужном месте. Поэтому важно определить, кому какая аналитика нужна и в какое время. Для этого, отмечает эксперт, требуется координация менеджмента на всех уровнях.

Сегодня многие компании используют BI и BPM-системы на стратегическом и среднем управленческом уровнях, но не на операционных уровнях. Ключевая особенность последних заключается в том, что сотрудники там работают в «реальном времени» (отвечают на звонки, осуществляют логистику и т.п.). От этих людей также ожидают принятия верных решений и понимания того, что происходит в других отделах. Им приходится принимать сотни или тысячи малых решений ежедневно, и трудно определить, как это можно делать корректно и правильно в рамках всей организации без помощи бизнес-аналитики. На помощь им приходит операционная бизнес-аналитика. Она должна использоваться везде в масштабах компании, чтобы оптимизировать затраты. Но этого еще недостаточно, полагает эксперт. По его мнению, несколько IT-инициатив должны реализовываться вместе, чтобы была возможность осуществить своевременную бизнес-оптимизацию.

Во многих компаниях сегодня многие IT-проекты так или иначе реализуются, но нередко они внедряются отдельно и в рамках одного из направлений бизнеса. Необходимо их интегрировать, считает Фергюссон.

Недовольны, но надеются на лучшее

Для понимания тенденция развития рынка BI, также интересны результаты исследования LogiXML, компании, занимающейся поставками ПО в сфере бизнес-аналитики. Выяснилось, что хотя ощутимая часть опрошенных недовольна BI, по сравнению с прошлым годом в течение 2011 года компании планируют потратить на бизнес-аналитику на 45% больше. Однако в целом результаты не так утешительны. Выяснилось, что многие компании провалили внедрение BI, бизнес-аналитика не работает в полную силу и не соответствует потребностям конечных пользователей.

«Мы обнаружили интересную вещь: нетехнические пользователи были более недовольны BI. Они недовольны как поставщиками, так и неспособностью IT-отделов предоставить нужную функциональность», - говорит Кен Чоу (Ken Chow), директор по маркетингу LogiXML. В целом 42% респондентов сказали, что у них нет нужных ресурсов в IT-отделах или же они не в состоянии справиться с поставленными задачами, а для 27% опрошенных задача внедрения BI оказалась слишком затратной. IT-отделы, видя растущий спрос на BI, добавляли больше технологий (37% опрошенных) или не обращали внимания на потребности в BI (32%).

Подводя итоги, можно сказать, что результаты исследований дают довольно противоречивую картину развития рынка BI, но, пожалуй, все сходятся на том, что спрос на BI-инструменты растет, о чем свидетельствуют реальные или планируемые инвестиции; бизнес-аналитика остается одной из наиболее приоритетных областей. Но при этом компаниям предстоит приложить немало усилий, чтобы извлечь из использования BI максимальную пользу.


Публикации

  1. Ричард Хершель. Состояние бизнес-аналитики: результаты опроса профессионалов BI (Richard Herschel. State of Business Intelligence: Results from Survey of BI Professionals). 2 мая 2011 г.
  2. Борис Эвельсон. Продолжение тенденции слияния BI и сервисов (Boris Evelson. Continuation Of The BI Software-Plus-Services Convergence Trend), 10 мая 2011 г.
  3. Хранилища данных, бизнес-аналитика и CPM (Data Warehousing, Business Intelligence & CPM). Март-апрель 2011 г.
  4. Валери Валентайн. Провал BI, невыполнение задач по причине недостатка IT-ресурсов (Valerie Valentine. BI Failure, Underperformance Blamed on Lack of IT Resources). 26 апреля 2011 г.