Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок хранилищ данных: современное состояние, проблемы и пути их решения

Компании активно используют хранилища данных и планируют расширять область
их применения. Однако, как показывают опросы, недостаточная поддержка
руководства, низкое качество данных или высокая сложность инструментов —
основные причины неудач.

Проблема лавинообразного роста объемов данных становится актуальной для большего числа компаний. Как превратить данные в полезную информацию, пригодную для принятия эффективных решений, и какую роль в этом играют хранилища данных?

Не все так просто, но есть надежда

Клифф Миллз (Cliff Mills), менеджер по исследованиям журнала Conspectus, считающегося ведущим независимым IT-изданием в Великобритании, изучил, как успешно компании решают проблему роста объемов данных.

Как известно, современный бизнес опирается на данные как для принятия верных решений и повышения эффективности, так и для понимания тенденций развития бизнеса. Исследование, проведенном Миллзом, показало, что в последние годы объемы данных не только растут стремительными темпами, но и увеличивается разнообразие источников этих данных. Их обработка требует применения мощных BI-приложений для интеграции, хранения и анализа данных. От их использования, в свою очередь, ждут значительного улучшения качества управленческой информации, как в смысле разнообразия получаемых данных, так и в смысле уровня анализа, который требуется.

Примечательно, что в настоящее время одной финансовой информации уже недостаточно. Она должна соотноситься с другими данными. Также недостаточно отчетности по прошлой эффективности, руководители компаний нуждаются в информации, которая позволит делать прогнозы на будущее.

Опрос, проведенный Conspectus, показал, что некоторые организации смогли разработать последовательные стратегии использования хранилищ данных и инструментов бизнес-аналитики. Так, треть опрошенных компаний имеют стратегию для организации в целом, а треть разработала отдельные стратегии для разных подразделений компании. В то же время четверть компаний признали, что не имеют должной стратегии, а 13% опрошенных находятся на стадии планирования. Масштабы применения хранилищ данных и инструментов BI растут, хотя только 9% опрошенных признали, что они получили широкое распространение в рамках всей компании, а у 46% хранилища данных и BI используются в некоторых направлениях бизнеса. Почти четверть компаний готовятся к внедрению хранилищ данных и инструментов BI: находятся в стадии разработки и внедрения этих инструментов (12%), работают над пилотным проектом (3%), анализируют и разрабатывают спецификации (9%).

Интересно было узнать, кто отвечает за внедрение новых технологий в компании — вопрос, нередко вызывающий оживленные дискуссии. Как оказалось, ответственность за разработку и поддержку BI-стратегий в половине случаев поделена между IT-отделом и менеджментом (49%), что позволяет эффективно использовать разные подходы.

Как выяснилось, многие компании сталкиваются с трудностями при оценке информации. Основная проблема заключается в том, что информации разбросана по разным системам, что затрудняет ее поиск и оценку. В этом случае также затруднен быстрый доступ к этой информации. Кроме того, информация зачастую противоречива, что приводит к разным вариантам «достоверной информации». В результате пользователи ведут свои собственные записи данных и больше доверяют им. Другая проблема заключается в том, что информация очень часто оказывается неполной, неточной и устаревшей. Вызывает трудности еще и то, что инструменты, требуемые для эффективной оценки данных доступны только специалистам или крайне сложны в использовании.

Респондентов в ходе исследования просили определить наиболее важные причины, по которым они используют хранилища данных и инструменты BI. Главной причиной была названа необходимость получения информации, которая повысит качество принимаемых решений в организации. Далее идет возможность улучшения измерения эффективности в организации и повышения точности и цельности доступной информации. И, кроме того, компаниям, как оказалось, нужна способность определять тенденции развития рынка и лучше понимать поведение клиентов и покупателей. Также остаются важными возможность доступа к данным в реальном времени и улучшения маркетинговой информации.

Как показали результаты исследования, поставленные цели были достигнуты не полностью. Большинство респондентов (53%) определили успешность достижения целей как среднюю. Более высокого мнения о достижении целей лишь 6% («полностью достигнуты») и 13% («частично достигнуты»). На противоположном конце оказались те, кто оценил результаты как «почти не достигнуты» (16%) и «не достигнуты» (6%). По мнению авторов опроса, это отчасти объясняет, почему не все топ-менеджеры рассматривают BI как ключевой элемент в принятии решений. Вероятно поэтому, ощутимая часть респондентов (37%) считают, что бизнес-аналитика имеет только «средний уровень важности».

Тем не менее, отрадно, что общая тенденция такова, что большинство компаний (61%) планируют расширить сферу применения хранилищ данных и инструментов BI в своих компаниях. Многие собираются максимально использовать имеющиеся программные средства (58% опрошенных). 39% респондентов намереваются внедрить новые инструменты для повышения возможностей анализа данных. 33% опрошенных хотят еще повышения производительности системы, в то же время другие 33% планируют расширить масштабы системы для новых пользователей. 27% стремятся использовать хранилища данных и BI-инструменты для контроля расходов.

Как известно, главная цель применения хранилища данных — предоставить полную информацию о том, как происходит взаимодействие организации с клиентами, чтобы лучше понимать их поведение. Но, как выяснилось, создание единого представления клиента оказалось для многих сложной задачей и только 6% опрошенных достигли этой цели в отношении всех своих клиентов, а 18% - лишь для некоторых.

По мнению специалистов, в идеале данные, находящиеся в хранилище данных, должны быть максимально актуальными. Большинство компаний (36%) используют данные предыдущего дня, а 27% опрошенных работают с данными, которые периодически обновляются в течение дня. И только 12% респондентов используют данные в реальном времени.

Опрос также выявил, что лавинообразный рост объемов данных ведет к увеличению размеров хранилищ данных. Треть опрошенных (33%) заявили, что объемы данных значительно выросли. Для того чтобы хранить большие объемы данных и при этом снизить затраты, компании переходят к более жестким мерам. Как выяснилось, наибольшей популярностью пользуется метод внедрения более эффективных технологий управления данными (45% опрошенных). 30% респондентов внедрили улучшенные инструменты по управлению данными.

Также примечательно, что многие компании стали жестче подходить к вопросу, какие данные сохранять (30% опрошенных), начали регулярнее архивировать данные (30%) и хранить больше данных оффлайн (6%). Только 15% опрошенных не принимают никаких превентивных мер и просто увеличивают мощности своих хранилищ данных.

Хранилища данных часто разрабатываются применительно к конкретным случаям и потребностям, это приводит к тому, что компании имеют множество хранилищ или витрин данных. И результаты исследования подтверждают это. Многие компании имеют либо несколько независимых хранилищ и витрин данных (24%), либо одно хранилище данных и несколько связанных с ним витрин данных (12%). Одно единственное ХД оказалось у 28% опрошенных. Наличие у компании нескольких хранилищ данных — это, в первую очередь, результат внедрения продуктов со встроенными BI-решениями (37% опрошенных). Четверть компаний столкнулась с этой проблемой вследствие слияния или поглощения, а для еще 25% это стало результатом целенаправленной стратегии. Также были отмечены случаи, когда разные подразделения компании приобретают свои BI-решения (13%), что тоже приводит к увеличению их числа.

Половина опрошенных намеревается интегрировать свои разрозненные хранилища данных и ищет наилучшие возможности для этого. Четверть опрошенных уже в процессе интеграции, а другие 25% не собираются этого делать, так как сферы их применения взаимоисключающи.

Очевидно, что ключевой элемент в обеспечении эффективной деловой информации — это уверенность в том, что данные точны и целостны в рамках всей компании. Внедрение хранилищ данных и инструментов BI заставляет организацию в целом повысить качество ее данных. Результаты опроса подтверждают это. Так, до внедрения хранилища данных 18% компаний рассматривали качество своих данных как «очень плохое», а 33% как «плохое», а после внедрения их число снизилось до 4% и 7% соответственно. Компании, успешно внедрившие хранилище данных, рассматривают теперь качество своих данных как «очень хорошее» (11%), «хорошее» (29%) и «удовлетворительное» (43%).

Согласно результатам опроса, во внедрении хранилищ данных преобладает использование готовых решений (31% опрошенных). Индивидуальные решения на основе интегрированных продуктов от одного поставщика выбрали 21% респондентов. И только 6% опрошенных разрабатывали свою собственную систему на основе лучших решений от разных поставщиков.

В целом результаты опрос свидетельствуют, что задача превращения огромного объема данных в полезную информацию совсем не проста. При этом нужно учитывать, что как требования к качеству информации постоянно растут.

Полезный совет: данные – это активы

В недавно опубликованном отчете Forrester говорится о том, что для обработки больших объемов данных из различных источников компании должны ввести новые техники управления и новые технологии. По словам одного из ведущих авторов и аналитиков Forrester, Брайана Хопкинса (Brian Hopkins), разработка подхода и технологического плана для работы с большими объемами данных, начатая сейчас, поможет компаниям подготовиться к изменениям в течение следующих нескольких лет.

«Нужно перестать думать о данных в терминах затрат и начать думать о них, как об активах», – написал Хопкинс в отчете.


Публикации

  1. Жюстин Керн. Управление данными растет (Justin Kern. Data Management Gets Big). 24 мая 2011 г.
  2. Хранилища данных, бизнес-аналитика и CPM (Data Warehousing, Business Intelligence & CPM). Март-апрель 2011 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов