- 31 января 2011 г.
Бизнес-аналитика: ведущие эксперты с оптимизмом смотрят в будущее
Известные аналитики и эксперты делятся своим видением относительно направления
развития средств бизнес-аналитики в ближайшие годы.
Аналитики и ведущие эксперты в области BI, изучив основные тенденции развития бизнес-аналитики и смежных областей в прошедшем году, дали свои прогнозы о том, что следует ждать в ближайшие годы.
Рынок растет
Несмотря на то, что, по данным IDC, рынок BI-приложений увеличился лишь на 1,3% в 2009 году, его показатели значительно превосходит данные по рынку IT в целом, которые снизились на 4% в прошлом году. Компания IDC прогнозирует восстановление совокупных темпов годового роста на 7%. Сейчас организации выделяют на бизнес-аналитику около 4,5-5% от IT-бюджета, но ожидается, что бюджеты будут расти.
Примечательно, что рынок не только растет, но и трансформируется, сама бизнес-аналитика и степень ее влияния также меняются. "Рынок BI эволюционирует, - говорит Нил Чандлер (Neil Chandler), директор по исследованиям Gartner. - К 2014 году бизнес-аналитика для большинства организаций перестанет быть инструментом, принадлежащим IT-отделу и ориентированным исключительно на отчетность. Изменятся типы BI, способы работы с данными и информацией и то, как информация влияет на принятие решений".
Мобильность, многофункциональность, интеграторы и социальные сети
Аналитики Gartner представили на обсуждение четыре основных тренда, появление которых во многом разрушает сложившиеся представления о рынке BI.
1. К 2013 году 33% функций BI будут использоваться на мобильных устройствах.
Стремительное развитие рынка мобильных устройств, их широкая доступность вкупе с разработками производителей BI-инструментов и их маркетинговыми усилиями приведут к появлению большого числа пользователей мобильного BI. Поначалу это будут, главным образом, инструменты для отчетности и инструментальные панели, перенесенные на мобильные устройства. Но уже к 2012 году, согласно прогнозам Gartner, появятся мобильные аналитические приложения для решения специфических задач. Мобильная бизнес-аналитика значительно расширит число пользователей BI, в частности за счет привлечения новой аудитории. Это, в свою очередь, привлечет значительные инвестиции в эту сферу.
Специалисты Gartner рекомендуют компаниям задуматься над разработкой мобильных BI-приложений. Очевидно,говорят они,что люди захотят использовать мобильные BI-инструменты для доступа к корпоративным данным. С другой стороны,наличие BI-инфраструктуры, поддерживающей мобильные приложения и устройства, может привлечь "мобильных сотрудников" к использованию BI и повысить их интерес к бизнес-аналитике.
Однако в настоящее время все же нет ощущения, что мобильный BI является главным приоритетом для многих компаний. Лишь 30% респондентов опроса, проведенного Ховардом Дреснером (Howard Dresner), президентом и основателем компании Dresner Advisory Services, заявили, что они активно используют мобильные BI-инструменты. Настоящая ценность мобильной бизнес-аналитики, по образному выражению Джил Диш (Jill Dyche), одной из основателей Baseline Consulting, "лежит в поле, в магазинах или на полу фабрики" - это инструмент для конечных пользователей, которые "нуждаются в информации по требованию", для того чтобы выполнять свою работу.
2. К 2014 году 30% аналитических приложений будут использовать функциональные возможности для аналитической обработки в оперативной памяти для повышения масштабируемости и скорости вычислений, а также прогнозные и предсказательные возможности.
Использование сложных аналитических функций ускорит рост рынка BPM и BI-приложений. Комплексные приложения будут включать data и text mining, прогнозирование, предсказание, регрессию, оптимизацию, оценку и имитацию, использующие сложные бизнес-правила и моделирование данных. По мере роста скорости и объемов обрабатываемых данных, организации будут искать хранилища данных с хранением данных по колонкам и инструменты аналитической обработки в оперативной памяти, которые быстрее и проще в разработке.
Как рекомендуют аналитики Gartner, организации должны оценить выгоды и потери при использовании разных подходов (разрабатывать систему на месте или покупать) и рассмотреть интеграцию в качестве основного критерия выбора.
3. К 2014 году 40% расходов на бизнес-аналитику отойдет к системным интеграторам, а не продавцам BI-приложений.
Традиционно организации покупали приложения почти эксклюзивно у производителей ПО, а системные интеграторы позже помогали им внедрить их. Однако рост инициатив со стороны пользователей, наличие внешних источников информации и интеграция неструктурированных данных сделали этот традиционный подход довольно рискованным и потенциально неконкурентоспособным.
Gartner рекомендует организациям позволить бизнес-пользователям участвовать в принятии любого решения по покупке ПО или услуг и ПО.
4. К 2013 году 15% случаев применения аналитических средств будет сочетать BI-инструменты, приложения для совместной работы и "социальное программное обеспечение" в рамках принятия решений.
Уже сейчас некоторые компании начинают соединять технологии совместной работы, социальные сети и бизнес-аналитику для создания сред совместного принятия решений. В течение следующего года эта тенденция получит дальнейшее развитие, по мнению экспертов Gartner. Совместные среды принятия решений будут привлекать инвестиции в новые BI-проекты, особенно в те, которые связаны с функциями совместной работы и социальными сетями. Gartner отмечает, что ряд компаний-производителей уже работают в этом направлении. В частности, появляются инструменты, помогающие получать и анализировать данные из социальных сетей. В то же время некоторые эксперты ставят под вопрос функциональность и зрелость этих инструментов.
Многофункциональность, неудачи, гибкость и облачность
Стив Дайн (Steve Dine), основатель и президент компании Datasource Consulting, также поделился своим видением будущего BI. Оно основано на изучении отзывов клиентов, материалах специализированных конференций, статьях, общении в социальных сетях и данных от компаний, продающих BI-приложения. В чем-то его прогнозы совпадают с мнением аналитиков Gartner, а в чем-то дополняют его.
Дайн, как и эксперты Gartner, отмечает, что функциональность большинства BI-приложений выходит за пределы составления отчетов, выполнения узкоспециальных запросов, инструментальных панелей и OLAP. Все больше компаний пытаются "выжать" как можно больше из своих BI-приложений, используя визуализацию, прогнозную аналитику, пространственный анализ, операционный BI и функции для совместной работы. Это способствует развитию аналитических баз данных (ADB), новых приложений и возможностей.
Вместе с тем, число провальных BI-проектов остается высоким. В то время как представители индустрии подробно изучили причины неудач многих проектов, они не в состоянии предотвратить их. Основная причина в том, что внедрение успешных BI-проектов - довольно сложный и трудоемкий процесс. Успешная реализация проекта требует активности со стороны всех участников, наличия масштабируемой системы и архитектуры данных, всестороннего управления программой и данными, высококачественных данных, установленных стандартов и процессов, хорошей коммуникации между участниками, а также опыта. Нарушение баланса этих составляющих может привести проект к провалу. И ситуация вряд ли изменится в 2011 году, считает Стив Дайн, если только компании:
- не установят и не будут отслеживать выполнение регламентов и правил управления корпоративными данными
- не обеспечат высокого уровня участия сотрудников бизнес-отделов в BI-проектах
- не установят измеримые, оценивающие конечный результат показатели для каждого BI-проекта
- не осознают, что выведение BI-проектов во вне (оффшор) в случае с бизнес-аналитикой не работает (кроме простых ETL-процессов и составления простых отчетов)
Также Дайн отметил довольно интересный и часто обсуждаемый вопрос - проблему гибкости бизнес-аналитики. Как пишет Дайн, компании, искавшие новые пути внедрения BI-проектов, обнаружили, что во многих случаях хорошо работают гибкие подходы. Такие, например, как разделение процесса внедрения на ряд небольших этапов с четкой целью, ежедневные совещания, создание прототипов и тестирование. Это помогает ускорить реализацию проекта и способствует более тесной коммуникации между бизнес-отделами и IT. Дайн считает, что в 2011 году специалисты по BI лучше поймут, какие гибкие подходы работают, а какие нет.
В то же время, по словам Жюстины Окойн (Justin Aucoin), редактора экспертного портала SearchBusinessAnalytics.com, до сих пор нет ясности в том, что же это такое - гибкая бизнес-аналитика. Так, некоторые участники конференции TDWI, прошедшей в августе 2010 года, думали, что речь о применении гибких принципов разработки к BI-средам, другие же под гибкостью понимали способность BI помогать компании лучше адаптироваться к изменениям, были и те, кто считает гибкую бизнес-аналитику очередным модным словом. Уэйн Экерсон (Wayne Eckerson), известный эксперт и вице-президент Data Warehouse Institute, говорит, что гибкая бизнес-аналитика включает элементы всех трех упомянутых точек зрения. По его мнению, речь идет о новом способе мышления, которое нацелено на то, чтобы сделать бизнес "быстрым, насколько возможно", а не о какой-то специфической методологии. А по мнению Джил Диш, многие компании привлекает гибкая бизнес-аналитика, потому что у них не хватает организационной дисциплины, чтобы инициировать более масштабные и цельные процессы по внедрению BI.
Интерес к "облачной" BI, по мнению Дайна, уменьшится. Инфраструктура облачных вычислений еще довольно технически сложна для многих программ по внедрению BI, кроме того, остается высокой озабоченность безопасностью данных. Также есть опасения насчет производительности, как сети, так и аппаратной платформы. Использование BI-приложений как услуги продолжают развиваться, но большим препятствием для их принятия пользователями в 2010 году оказались недостаточные возможности ETL и не ограниченное управление распознаванием и доступом.
Непредсказуемость, коммерческие решения и собственные разработки
Интересную характеристику современному состоянию рынка BI дал Ден Вессет (Dan Vesset), вице-президент IDC по исследованиям бизнес-аналитики. По его мнению одним из последствий экономического спада стал рост непредсказуемости будущих событий. В результате лица, принимающие решения на всех уровнях организации, прибегают к помощи инструментов, которые обеспечивают быстрый доступ к свежей, корректной и полезной информации. Появляется все больше доказательств, что BI играет важную роль в создании конкурентных преимуществ. Например, исследования IDC показали, что организации, которые имеют более высокий уровень аналитики, более конкурентоспособны в своей отрасли.Также Вессет обратил внимание на движение рынка в сторону коммерческого ПО. Недавний опрос IDC, в котором участвовало более 2500 организаций, показал, что лишь около трети опрошенных развивают BI-проекты собственными силами. Остальные - две трети опрошенных - приобретают коммерческие продукты. Эти BI-приложения существуют уже три десятилетия и достигли такого уровня, что проекты по собственной разработке и внедрению стали им уступать в плане стоимости и функциональности. Очевидно, что коммерческие пакеты ПО не могут быть внедрены без соответствующей модификации или настройки, но они не требуют разработки программного обеспечения с нуля и, следовательно, позволяют дать толчок проектам, уже имеющим серьезный набор предустановленных возможностей и функциональности. Кроме того некоторые пакеты программного обеспечения включают шаблоны для часто используемых отчетов и инструментальных панелей, а также определения ключевых показателей эффективности, имеющих отношение к конкретным бизнес-процессам и отраслям промышленности. Этот предустановленный контент и сопутствующие метаданные дают дополнительные возможности для сокращения времени внедрения и уменьшения затрат. И это становится важным критерием для оценки BI-решений, основанных как на базовой функциональности для выполнения запросов, отчетности и анализа, так и на предустановленном контенте.
Публикации
- Стив Дайн. Обзор 2010 года … с передовой (Steve Dine. 2010 Year in Review...From the Trenches). 10 января 2011 г.
- Жюстина Окойн. Десять событий 2010 г. в области BI, аналитики и BPM (Justin Aucoin. Top 10 business intelligence, analytics and CPM stories of 2010). 29 декабря 2010 г.
- Новые отношения изменят BI и аналитику, считает Gartner (Gartner Says New Relationships Will Change Business Intelligence and Analytics). 6 января 2011 г.
- Дэн Вессет. Решения бизнес-аналитики - сейчас больше, чем когда-либо (Dan Vesset. Business Intelligence Solutions - Now More than Ever). Октябрь 2010 г.
Автор: По материалам зарубежных сайтов