Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Бизнес-аналитика. Предварительные итоги года.

Уходящий год оказался богатым на яркие события, но основным его лейтмотивом, определившим, как развивался рынок аналитических продуктов в течение года, несомненно, является окончание кризиса и наметившиеся оздоровление экономики.

В предлагаемом материале представлен краткий обзор трендов, которые были выявлены ведущими аналитическими компаниями.

Прежде всего, особого внимания заслуживает уже ставший традиционным ежегодный отчет IDC об итогах и перспективах развития рынка программных средств бизнес аналитики.

Напомним, что согласно классификации IDC к программным средствам бизнес аналитики относится целый ряд программных продуктов: приложения для управления стратегией и финансовой эффективностью, различные аналитические программы, инструменты Business Intelligence, платформы хранилищ данных.

Приятно, что, несмотря на то, что недавние экономические неурядицы откорректировали аппетиты и приоритеты заказчиков, рост рынка продолжится - ожидается, что до 2014 года он будет расти на 7 процентов ежегодно. Примечательно, сегодняшние оценки в отношении будущего рынка скромнее сделанных ранее – так, нынешний прогноз в отношении роста рынка на 3 процента ниже по сравнению с озвученными в 2008 году.

Как пишут авторы отчета, средства бизнес-аналитики разменяли третий десяток и приобрели статус окончательно сложившегося программного обеспечения. Можно сказать, что они переходят в разряд “формальной управленческой дисциплины”. Ведь именно сложившееся восприятие бизнес аналитики – преимущественно среди высшего менеджмента - как инструмента для управления бизнесом «спасло» этот сегмент рынка в «черные годы» кризиса.

По мнению IDC, со временем, когда преимущества этих программных продуктов станут еще более известны – особенно среди руководства компаний – усиление спроса на решения и услуги поднимет рынок на новые высоты.

Недавнее изменение отношения к «облачным вычислениям» и SaaS – отраслям, которые, как ожидается, будут ежегодно расти до 2014 года на 20% – будет способствовать развитию сегментов рынка бизнес-аналитики, связанных с этими технологиями, в течение ближайших десяти лет.

Но, как отмечают в IDC, основа спроса останется прежней – это аналитика, - а спрос будет усиливаться благодаря распространению знаний об этих новых технологиях («облачные вычисления» и SaaS), прежде всего в среде высшего руководства, которое лучше осведомлено об последних инновациях.

Если рост рынка технологий «облачных вычислений» аналитики IDC объясняют интересом со стороны уже существующих потребителей BI, то причины востребованности аналитики со времени начала кризиса остаются прежними – их рассматривают в качестве инструмента сокращения издержек и лучшего понимания потребностей клиентов. Успешное применение хранилищ данных и инструментов клиентской аналитики в Amazon и Google – это наиболее яркий и часто цитируемый пример того, как первоначальные инвестиции в средства бизнес-аналитики принести ощутимые финансовые результаты.

Эксперты IDC отмечают, что инвестиции в инновационные аналитические технологии со стороны поставщиков и пользователей могут принести конкурентное преимущества как первым, так и вторым, но предостерегают против повторения ситуации, сложившейся в 2001 году после краха “дот-комовских” компаний.

Залогом успешного развития отрасли является получение гарантированного возврата инвестиций. В противном случае, по мнению IDC, любые наработки будут рассматриваться как очередное новшество, в которое нет смысла инвестировать: “Если технология сможет продемонстрировать положительный, осязаемый результат – в денежном эквиваленте в случае коммерческого предприятия или в виде экономического эффекта для некоммерческих организаций – тогда компании начнут их воспринимать. И это должно случаться в ближайшие годы”.

Не менее интересные тенденции были выявлены в ходе опроса пользователей средств бизнес-аналитики, результаты которого были опубликованы на сайте Института хранилищ данных. Выяснилось, что поддержание и повышение конкурентных преимуществ – это то, что в первую очередь ждут от использования аналитических программ заказчики (46% опрошенных). На втором месте – улучшение процессов планирования и прогнозирования (36% опрошенных), а третьем – совершенствование качества обслуживания клиентов (31% опрошенных).

Удивительно, что, несмотря на то, что большинство респондентов (83%!) считает бизнес-аналитику обязательным элементом IT-инфраструктуры компании, только у 14% из них присутствует формальная стратегия по ее использованию.

Среди факторов, на которые заказчики обращают внимание при выборе аналитического решения, первое место занимает период окупаемости, затем общая стоимость владения и первоначальные затраты. Заметим, что все эти три фактора полностью подкрепляют наблюдение аналитиков IDC о значимости окупаемости вложений.

Совсем недавно еще одна аналитическая компания, Ventana Research, представила результаты своего исследования, предпринятого с аналогичной целью – оценить практику применения аналитических технологий, выявить актуальные тенденции. Несомненная ценность этой работы состоит в том, что опрос проводился среди типичных пользователей средств аналитики – сотрудников финансовых отделов.

Выяснилось, что организации в своей деятельности в основном ограничиваются традиционными бюджетными показателями - как правило, при проведении анализа используются данные отчета о прибылях и убытках, финансовых планов, индикаторы прибыльности продуктов. «За бортом» находятся такие инновационные технологии, как инструменты прогнозной аналитики и обнаружения случаев мошенничества, не анализируется и прибыльность клиентов.

Большинство опрошенных – почти каждый девятый из десяти – полагает, что можно улучшить процесс получения аналитических показателей; те же, кто занимает руководящие посты, считает, что улучшение можно быть существенным. Этим, вероятно, объясняется тот факт, что только приблизительно половина участников опроса удовлетворена этими процессами, а оставшаяся – полностью не удовлетворена.

Удивительно, но качество аналитических данных не является областью, требующей существенного улучшения – более двух третей респондентов заявили, что они уверены или полностью уверены в качестве информации, полученной с помощью аналитических средств. Нет проблемы и в наличии исходных данных: оказывается, в организациях отсутствуют сложности с получением данных, необходимых для расчета индикаторов и показателей эффективности! Примечательно, что руководители высшего уровня более склонны считать данные точными по сравнению со своими сотрудниками.

Основная претензия предъявляется к доступности самих аналитических инструментов. Так, менее половины финансовых директоров и только треть руководителей других функциональных направлений может похвастаться своевременным доступом к аналитической информации.

В этой связи аналитики Ventana Research делают вывод о том, что, независимо от того, верны ли суждения представителей компаний о качестве данных, кажется маловероятным, что руководители компаний увидят необходимость в корректировании данных и, следовательно, одобрят проекты по улучшению их точности.

Даже если данные являются точными и в основном доступны, это не означает, что они “свежие” – именно это обнаружилось в ходе опроса. Более половины опрошенных признались, что они используют устаревшую информацию при расчете индикаторов и ключевых показателей. Кроме того, пользователям в половине компаний приходится ждать более одной недели, чтобы получить необходимую управленческую информацию.

Аналитические процессы – это область, которая требует улучшения: 40% тратят большую часть своего времени на непродуктивную работу, в том числе ожидание данных, их проверку и корректировку.

Очевидно, что одна из причин столь низкой удовлетворенности заключается в том, что в организациях по-прежнему упорно продолжают использоваться электронные таблицы (более четверти опрошенных). Аналитики Ventana Research подчеркивают, что электронные таблицы не применимы для выполнения сложных аналитических задач, они хороши для индивидуального выполнения нерегламентированного анализа, но не предназначены для решения задач в масштабах всей организации. Эксперты настоятельно рекомендуют компаниям пересмотреть свои подходы к использованию программных средств и перейти к применении современных аналитических технологий – аналитических хранилищ данных, специализированных приложений для планирования и прогнозирования, инструментов Business Intelligence.

Удивительно, но, несмотря на то, что только пятая часть опрошенных удовлетворена применяемыми в их компаниях технологиями, а большинство видят необходимость улучшений, всего лишь треть участников исследования планирует что-либо предпринять в ближайшие полтора года. По мнению Ventana Research, это можно объяснить тем, что в организациях используют традиционные финансовые показатели – главным образом для контроля операционных расходов, учета движения денежных средств, управления бюджетами – и сотрудникам компаний достаточно хорошо удается справляться с этими задачами. Однако, эксперты Ventana Research советуют представителям финансовых отделов расширить свою роль в компании – не ограничиваться только задачами бюджетного планирования, а участвовать в перспективном планировании, оценке возможностей и рисков, разработке и реализации стратегии. Для этого им потребуются инструменты и показатели, которые смогут привнести улучшения во всей организации – средства прогнозной аналитики и управления доходностью.

Как показало исследование, наиболее вероятный источник средств для улучшения практики применения аналитических технологий в финансовых отделах - это бюджет компании (так заявило 47% опрошенных), наименее вероятно - IT-бюджет (только в 19% компаний).

Как отмечают в Ventana Research, выявленные ими закономерности немного различаются в зависимости от специализации компании. Так, представители финансового сектора тратят несколько больше времени на аналитическую работу. Они более удовлетворены аналитическими системами, так как, как правило, больше инвестируют в IT по сравнению с другими отраслями.

Публикации

  1. Джастин Керн (Justin Kern). Рынок аналитики будет расти до 2014 года (Analytics Growth Steady Through 2014: Report). 8 октября 2010 года.
  2. Джеймс Э. Пауэлл (James E. Powell). Опрос от компании Sybase: Парадоксы аналитики (Sybase Survey Reveals Analytics Paradox). 6 октября 2010 года.
  3. Отчет Ventana Research “Финансовая аналитика. Результаты оценки эффективность применения инструментов анализа данных” (Finance Analytics. Benchmarking the Analysis of Data To Gain Business Insight). Август 2010 года.
  4. Согласно исследованию IDC, осознание конечными пользователями преимуществ технологий бизнес-аналитики способствует росту рынка этих программных продуктов и решений (IDC Finds Demand for Business Analytics Software and Solutions Growing As End Users Become More Aware of the Technology's Benefits). 7 октября 2010 года.