Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Управление эффективностью бизнеса сегодня и в ближайшем будущем: что думают об этом иностранные исследовательские компании

Материал посвящен анализу текущего состояния и перспектив развития рынка
ВРМ-систем

По оценке аналитиков Gartner, IDC и Forrester Research рынок BPM-систем продолжает быстро расти, несмотря на экономический кризис. Специалисты Gartner считают, что основными тенденциями предыдущих лет были консолидация крупных поставщиков и следующая за этим рационализация портфелей программных продуктов. Напротив, в прошедшем году рынок был гораздо стабильнее, а поставщики основное внимание уделяли функциональности своих продуктов. Рост рынка объясняется тем, что эти продукты оказались незаменимы в проектах по оптимизации затрат, и в настоящий момент все шире применяются при реализации стратегий, ориентированных на рост бизнеса. Эти факты подтверждают прошлогодний положительный прогноз данных компаний относительно перспектив развития ВРМ в кризис.

Оценки емкости рынка ВРМ-систем достаточно близки у всех трех ведущих западных аналитических компаний и составляют 1,9-2,1 миллиардов долларов в 2008 г. Но в показателях темпов роста этого рынка аналитики Gartner и других компаний существенно расходятся.

Так, по оценкам аналитиков компании Gartner, в 2008 г. рынок программных ВРМ-комплексов вырос на 28%. Оценки роста рынка ВРМ аналитиками IDC скромнее – всего 12.2% за 2008 г. Что же касается будущего, то по прогнозу аналитиков, ежегодный рост на рынке ВРМ может составить от 10,1 до 12,7% в год.

По мнению аналитиков Gartner, рост рынка ВРМ в 2008 г. связан с несколькими факторами, перечислим некоторые из них:

  • В целях экономии компании проводят переоценку своих внутренних расходов для достижения максимальной эффективности всех операций. Это создает дополнительную нагрузку на системы и процессы бюджетирования, что ведет к внедрению ВРМ-систем. Кроме того, необходимость экономии привлекает внимание к моделированию рентабельности и возможностям оптимизации бизнеса. Решения ВРМ помогают компаниям выявлять реальные факторы, управляющие затратами и доходами, на основе потребления ресурсов. В последнее время наблюдается тенденция внедрения ВРМ для поддержки стратегии роста.
  • Многие компании меняют свои негибкие, устаревшие или трудоемкие для поддержки электронные таблицы и самостоятельно созданные финансовые приложения.
  • Продолжающийся рост потребностей в ВРМ в крупных корпорациях связан с их стремлением достичь большей прозрачности и соответствовать требованиям законодательства.
  • Сложно организованные компании внедряют так называемые «стратегические карты» (strategy maps) (т.е. связанные структуры ключевых показателей эффективности), используя оценочные панели для связи ВРМ с другими аспектами управления эффективностью. Стратегическое управление, таким образом, становится все более важным компонентом ВРМ-пакетов.
  • Рекламные и PR-кампании крупных поставщиков и системных интеграторов способствуют росту популярности ВРМ и увеличению спроса на ВРМ-пакеты.

По оценке аналитиков Gartner, как и в прошлые годы, основными заказчиками (“спонсорами”) и потребителями ВРМ-систем являются финансовые отделы. Из всех компонентов ВРМ-систем наиболее востребованными, по мнению специалистов Gartner, являются приложения для бюджетирования и планирования, далее – для финансовой отчетности и финансовой консолидации. Что касается такого компонента, как стратегическое управление, то аналитики Gartner отмечают, что лишь сейчас начинают замечать положительный сдвиг в отношении этой функциональности. Еще год назад они указывали, что данный сегмент не пользуется широким признанием и на протяжении последних лет отсутствуют какие-либо положительные сдвиги в отношении к этой функциональности. В качестве объяснения они приводили тот факт, что большинство компаний, переходящих от устаревших, “ручных” систем, основанных на электронных таблицах, к BPM-системам в первую очередь внедряют компонент бюджетирования и планирования и не знают обо всех возможностях эти систем. Тем не менее, как в очередной раз показали опросы, приложения для стратегического управления имеют хорошие шансы получить признание в ближайшие год-два. Те клиенты, которые уже установили ВРМ-решения для бюджетирования и планирования и отчетности, сейчас обращают особое внимание на стратегическое управление и моделирование рентабельности для расширения функциональных рамок своих решений.

Схожего мнения в отношении популярности компонент BPM-системы придерживаются и аналитики Forrester Research: первое место занимают приложения бюджетирования, планирования и прогнозирования (38% от доходов от BPM-систем), затем - финансовая консолидация и отчетность (28%), далее - стратегическое управление (25%) и наконец – приложения по управлению затратами и прибыльностью (8%). Специалисты Forrester Research особо обращают внимание на опережающий рост спроса на приложения стратегического управления, что можно рассматривать как косвенное подтверждение тенденции, отмеченной компанией Gartner. Аналитики Forrester Research также прогнозируют существенный рост спроса на приложения по управлению затратами и прибыльностью, а также бюджетирования, планирования и прогнозирования.

Mp

Прогнозируемый в прошлом году аналитиками Gartner спрос на BPM-системы в части обеспечения большей прозрачности и соответствия требованиям законодательных актов и постановлений получил подтверждение – аналитики зафиксировали рост спроса, вызванный переходом на МСФО в качестве обязательного стандарта отчетности в США.

Несмотря на доминирование “мегапоставщиков” с точки зрения объемов продаж, специализированные поставщики BPM-систем продолжают пользоваться признанием, особенно в организациях, которые при выборе руководствуются принципом “продукт, лучший в своем классе”. Сказанное особенно справедливо в отношении заказчиков, относящихся к средним по размеру компаниям, которые становятся основными потребителями продуктов специализированных поставщиков.

Несмотря на известность концепции BPM, по оценке аналитиков Gartner, около 50% крупных и 70% средних компаний по-прежнему используют электронные таблицы или “устаревшие” приложения для автоматизации основных управленческих процессов – бюджетирования, финансовой консолидации и отчетности.

Актуальность задачи подготовки отчетности подтверждают результаты опроса, проведенного аналитиками TDWI среди сотрудников финансовых департаментов и IT-специалистов, осуществляющих их поддержку. Наиболее важным в своей деятельности финансовые работники видят выпуск финансовой и обязательной отчетности, затем получение согласованных данных в отчетах, а только затем бюджетирование и планирование. Причем решение задач, связанных с выполнением требований органов надзора, по их мнению, выполняется ими лучше других задач.

В настоящее время наиболее освоенный сегмент рынка для ВРМ-систем – это крупные компании. Но, по мнению аналитиков Gartner, наблюдается усиление спроса на BPM-системы и со стороны компаний среднего бизнеса, представляющих собой огромную неосвоенную часть рынка.

Публикации

  1. Магические квадранты для ВРМ-систем, 2009 год (Gartner, Magic Quadrant for CPM Suites).
  2. Отчет IDC «Мировые рыночные доли приложений для управления финансовой и стратегической эффективностью, 2008 год; Доминирование на рынке вызвано его консолидацией» (Worldwide Financial Performance and Strategy Management 2008 Vendor Shares: Market Consolidation Drives Domination).
  3. Волна Forresterтм: Решения по управлению эффективностью, 4 квартал 2009 года (The Forrester WaveTM: Business Performance Solutions, Q4 2009).

Автор: По материалам зарубежных сайтов