Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок бизнес-аналитики: основные события и взгляд в будущее от зарубежных экспертов

Аналитики компании Gartner указывают, что в 2009 году рост рынка средств BI замедлился по сравнению с 2008 г. в связи с последствиями консолидации рынка. Так, в 2008 г. рынок вырос на 20%, а в 2009 году рост окажется не более 10%. При этом, по данным компании IDC, рост рынка наблюдался в первые три квартала 2008 года. По их оценке, спад четвертого квартала 2008 г. продолжился и в первом полугодии 2009 года, хотя, по прогнозу компании IDC, замедления роста рынка не ожидалось.

По прогнозам компании Gartner, на протяжении последующих трех лет среднегодовой темп роста в сложных процентах до 2013 года составит 6.3%. Эти цифры подтверждают тенденцию устойчивого роста рынка, обозначенную специалистами Gartner еще в конце 2008 г.

Оценки рынка средств BI в 2008 г. у компании IDC существенно ниже данных компании Gartner, но при этом превышают собственный прогноз специалистов IDC на 2008 г. В 2008 году сегмент BI-инструментов составлял 7.8 млрд. долларов, что представляет 10.6% темпов роста по сравнению с предыдущим годом. Год назад компания IDC прогнозировала, что емкость рынка в 2008 г. составит 7.7 млрд. долларов, а годовой рост - 9.8%.

Согласно ежегодному опросу директоров по информационным технологиям, проведенному компанией Gartner, в 2009 г. средства BI по-прежнему входили в пятерку технологических приоритетов этих руководителей (в предыдущие 4 года они стабильно занимали первое место).

По мнению аналитиков IDC, по сравнению со всем IT-рынком рынок Business Intelligence остается привлекательным как для крупных поставщиков, так и для небольших специализированных компаний, на которые приходится около 30% рынка. Согласно опросу, проведенному аналитиками Gartner, наблюдается усиление интереса к продуктам специализированных компаний, что является следствием консолидации рынка - неудовлетворительным качеством обслуживания и неясной продуктовой стратегий мегапоставщиков. По мнению компании Gartner, в настоящее время продолжается разветвление рынка на два основных направления. Одно из них – это приобретение программного обеспечения на основе главных приложений или информационной инфраструктуры для достижения стратегических целей компании. Второе – приобретение программных средств отделами или компанией в целом для решения текущих бизнес-задач. Находясь под давлением новых экономических реалий и необходимости быстро продемонстрировать рост бизнеса, бизнес-пользователи (часто уже имея BI-инструменты) все больше обращают внимание на передовых поставщиков, предлагающих высоко интерактивные и графические пользовательские интерфейсы, созданные на основе альтернативных архитектур в оперативной памяти. Такие интерфейсы хорошо приспособлены для быстрого развертывания и их легко использовать. Выгоды от использования подобных интерфейсов столь высоки, что они компенсируют риск создания фрагментированных хранилищ приложений и инструментов.

Объем информации, генерируемой корпоративными приложениями, уже очень значителен, и его рост будет продолжаться. Эти данные, наряду с неструктурированными данными, представляющими большинство корпоративных источников данных, а также с недавно появившимся классом данных, получаемых в результате удаленной обработки (cloud-based data), данными социальных сетей и отдельных устройств, должны быть доступны как часть корпоративной информационной инфраструктуры или ее расширение. А самое главное, они должны быть доступны для анализа и принятия решений. Платформы и приложения BI будут вовлечены в анализ этого огромного и постоянно растущего объема разнообразных данных. Главной целью такого анализа является выявление важных, но слабых сигналов и ключевых особенностей, указывающих как возможности, так и препятствия для оптимизации бизнес-решений.

Еще один фактор, способствующий росту рынка BI, - включение инструментов BI в широкие проекты по управлению эффективностью, выходящие за рамки финансового отдела и ВРМ-приложений и захватывающие другие корпоративные сегменты, такие как управление эффективностью продаж, управление эффективностью в сфере HR и управление эффективностью центров обработки звонков. По прогнозу компании Gartner, в 2010 г. эта конвергенция выйдет за рамки инструментальных и оценочных панелей. В результате прогнозная аналитика будет использоваться не только в прогнозировании, но и для предсказания целевых пороговых значений, а также для выявления основных и более слабых сигналов. Компания Gartner предсказывает, что к концу 2011 г. компании, которые используют приложения по управлению эффективностью, окажутся на 30% успешнее своих конкурентов.

По оценке аналитиков IDC, уже третий год подряд сегмент прогнозной аналитики растет быстрее сегмента инструментов построения запросов, отчетности и анализа для конечного пользователя, и в будущем этот тренд продолжится. Под прогнозной аналитикой имеются в виду средства data mining и статистические пакеты, используемые для обнаружения отношений в данных и формирования прогнозов, которые скрыты, неочевидны или слишком сложны, чтобы их можно было выявить с помощью средств построения запросов, отчетов и многомерного анализа. Этот сегмент рынка также охватывает технические, эконометрические и прочие связанные с математикой программные средства, которые предоставляют библиотеки статистических алгоритмов и тестов для анализа данных. Сюда также относятся специализированные статистические пакеты, предназначенные для функциональных областей – промышленное проектирование экспериментов, клиническое тестирование образцов, анализ экспериментальных данных и статистический анализ в реальном времени.

Сегмент инструментов построения запросов, отчетности и анализа для конечного пользователя включает инструменты нерегламентированных запросов и многомерного анализа, а также управленческие панели и промышленные инструменты отчетности. Инструменты построения запросов разработаны специально для поддержки нерегламентированного доступа или построения отчетов IT- или бизнес-пользователями. К инструментам многомерного анализа относятся OLAP-сервера и клиентские инструменты анализа, которые предоставляют среду управления данными для моделирования бизнес-задач и анализа бизнес-данных. В этот сегмент рынка также включены пакеты витрин данных, которые представляют собой заранее сконфигурированный программный продукт, объединяющий в одном пакете преобразование данных, управление данными и доступ к ним, а также бизнес-модель.

По мнению аналитиков IDC, стандартизация и консюмеризация инструментов построения запросов, отчетности и анализа для конечного пользователя будут способствовать уменьшению цен на эти программные продукты и распространению ПО с открытым кодом, а также смещению поступлений с лицензий на услуги по поддержке. По данным компании Gartner, затраты компаний на BI в 2009 г. не снижались, поскольку они использовали инструменты BI для преодоления кризиса. Но хотя проекты по улучшению процесса принятия решений, выявлению операционной эффективности и рисков и привлечению новых клиентов со снижением затрат продолжались, необходимость добиваться большего меньшими средствами способствовала росту интереса к малобюджетным возможностям. Компании демонстрируют растущий интерес к установке корпоративных BI-платформ с открытым кодом, а также к инструментам BI, встроенным как в пакетные аналитические приложения, так и в платформы бизнес-процессов. Несколько меньшая заинтересованность проявляется по отношению к альтернативным моделям внедрения, например, таким как software as a service (SaaS) – предоставление ПО в виде услуги.

На аналогичные тенденции указывают и аналитики IDC. По их мнению, необходимость сокращать издержки приведет к тому, что в ближайшей перспективе на рынке будут осуществляться только небольшие, “поэтапные” продажи и внедрения BI-инструментов. Данная тенденция будет способствовать распространению модели SaaS и аутсорсингу аналитических решений и BI.

По прогнозу аналитиков IDC, следует ожидать следующих инновационных функциональных возможностей в BI-инструментах:

  • Единый доступ и анализ как структурированных данных, так и не структурированной информации.
  • Сотрудничество в процессе принятия решения.
  • Фиксирование знаний, полученных в процессе принятия решения. Примечательно, что аналитики Gartner также ожидают появления класса программного обеспечения, которое будет “воплощать лучшие практики” управленческих решений в результате объединения функционала BI c возможностями социального ПО и продуктов для коллективной работы.
  • Интеграция функционала BI с функциональными возможностями продуктов по автоматизации бизнес-процессов.

По прогнозу аналитиков Gartner, будет происходить смещение акцентов с измерения на анализ, прогнозирование и оптимизацию. Несмотря на то, что в 2009 году информация в основном использовалась для задач отчетности, распространение средств визуализации привело к расширению пользовательской аудитории, занятой анализом данных. В связи с экономическим кризисом усилилась потребность в более точном прогнозировании и оптимизации бизнес-процессов. Эти тенденции представляют собой важные шаги в сторону увеличения доступности прогнозной аналитики для бизнес-пользователей за рамками традиционных статистических средств.

Как и в прошлом году, аналитики Gartner предполагают, что следует ожидать добавления возможностей BI в функционал приложений, поддерживающих web-сайты компаний, в качестве средства для получения дополнительных доходов или инструмента дифференциации. Данная тенденция будет способствовать росту BI-рынка в целом.

Таким образом, большинство аналитиков в целом благоприятно оценивают перспективы развития рынка Business Intelligence, несмотря на кризис. Как специалисты компании Gartner, так и аналитики IDC отмечают смещение акцентов с построения запросов, отчетности и анализа на сегмент прогнозной аналитики.

Публикации

  1. Магические квадранты Gartner для платформ бизнес-анализа ” (Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms).
  2. Отчет IDC “Мировые рыночные доли инструментов бизнес-анализа, 2008 год” (Worldwide Business Intelligence Tools 2008 Vendor Share (Excerpt)).