Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Результаты отраслевого исследования BI Survey 8

В начале этого года вышел очередной, уже восьмой по счету, отчет о состоянии рынка business intelligence — BI Survey (ранее называвшийся OLAP Report). Он подготовлен с учетом опыта прошедших лет, в течение которых накопилось немало информации, позволяющей выявить тенденции и сделать прогнозы. Кроме того, с каждым годом область анализируемых данных расширяется и обогащается. В этот раз выборка данных, количество пользователей, консультантов и поставщиков, принявших участие, — существенно выросли.

Количество респондентов-пользователей составило 2622 человека, среди консультантов и поставщиков находятся представители из 60 стран, преимущественно из США, Германии и Великобритании.

Примечательно, что нынешние результаты в значительной мере перекликаются с итогами прошлых лет. Рассмотрим основные выводы, которые приводит автор исследования Найджел Пендз (Nigel Pendse):

  • Как можно было предположить, клиенты, приобретающие BI-инструменты только после оценки множества конкурирующих продуктов, достигают больших успехов, нежели те, кто этим не занимается. Однако в минувшем году тщательное изучение и анализ продукта стали проводить реже. В результате проекты становятся менее эффективными и приносят меньше преимуществ.
  • Уже пятый год подряд низкая эффективность запросов остается одним из главных поводов для жалоб со стороны пользователей. И хотя 19% пользователей считают это самой серьезной проблемой, лишь 11,7% консультантов и 11,2% поставщиков признают данную проблему. Это как раз та область, где мнение пользователей резко расходится с мнением разработчиков.
  • Крупные поставщики вновь продемонстрировали худшую поддержку, нежели их мелкие конкуренты. Более 41% клиентов, использующих продукты небольших компаний-разработчиков, отмечают отличную техническую поддержку, тогда как среди клиентов крупных поставщиков лишь 13,4% отмечают такой же уровень. 
  • Использование BI в рамках организации несколько уже, чем прогнозировалось ранее. К сожалению, BI-проекты не настолько сильно «проникают» в организацию, как утверждают поставщики и консультанты. Только 8,2% сотрудников средней компании регулярно используют BI-приложения, хотя поставщики оптимистично утверждают, что этот показатель достигает порядка 14%. Широкое проникновение (среди более 50% сотрудников) наблюдается только у 7,8% респондентов. 
  • Если сравнивать клиентов по размеру бизнеса, то можно утверждать, что внедрение BI-проектов быстрее всего идет в крупных компаниях США.

Итак, согласно результатам исследования, независимые поставщики имеют гораздо более высокий рейтинг среди своих покупателей, нежели рыночные гиганты. «Клиенты крупных поставщиков не в восторге от последних рыночных изменений и подумывают о возврате к небольшим специализированным разработчикам, чья деятельность кажется им гораздо более успешной», — утверждает Найджел Пендз.

Аналитик считает, что минувший год принес несколько сюрпризов, среди которых следующие:

  • Неиспользуемое программное обеспечение перестало быть проблемой. Несколько лет назад речь шла об огромном количестве неиспользованных лицензий, однако в этом году этот показатель впервые упал ниже 20% (это уже приемлемый уровень). Отныне можно считать, что при покупке BI клиенты исходят из здравых соображений.
  • BI Survey с завидным постоянством демонстрируют потребность в более высокой производительности продуктов. И одним из путей решения этой проблемы является содержание основной доли активных данных в памяти. Для этой цели удобно использовать 64-битные архитектуры. Однако более 60% BI-внедрений по-прежнему ведется на базе 32-битных BI-приложений, работающих на 32-битных серверах, и только 28% клиентов переходит на 64-разрядную технологию. Ещё удивительнее то, что жалобы на эффективность запросов поступают в равной мере и на ту, и на другую разрядность. Более того, 64-битные архитектуры часто считаются ненадежными, что говорит о том, что они не так тщательно протестированы, как 32-битные.
  • Годами поставщики говорили о радужных перспективах внешних сетей BI (BI extranets), без сомнения считая их надежным путем продажи ПО клиентам, которые уже приобрели лицензии для всех потенциальных внутренних пользователей. Двумя годами раньше только 15,6% респондентов использовали внешние сети, и предполагался рост этого показателя до 43%. В следующем году фактическое использование выросло только до 19,3% а прогноз на 2008 год упал до 31,5%. По факту, в 2008 году лишь 20,5% участников опроса использовали внешние сети, и этот показатель кажется максимально возможным. Прогноз в виде 47% к 2010 году кажется сильно преувеличенным.
  • Новое веяние минувшего года — популярность инструментальных панелей среди пользователей. Существующие на сегодняшний день объемы анализируемой информации говорят о проблеме чрезмерной нагрузки, реально вставшей перед клиентами и поставщиками. Каким образом можно разобраться в доходности и эффективности того или иного продукта в отношении конкретного показателя? Эту задачу позволяют решать инструментальные панели.

Дуг Хенскен (Doug Henschen), главный редактор портала Intelligent Enterprise, обобщает результаты опроса BI-Survey и делает ряд выводов.

Эффективность относительна

По мнению обозревателя, результаты последних исследований показывают, что наиболее распространенная техническая проблема заключается в низкой производительности выполнения запросов.

Однако Дуг Хенскен замечает, что современные массовые технологии (например, поисковые машины, такие как Google) повышают клиентские ожидания, поэтому, отчасти, и слышны жалобы на производительность запросов. Ведь на практике она не становится ниже, напротив, повышается, пусть и немного (в среднем время отклика на запрос составляет от 5 до 10 секунд).

Как выяснилось, в случаях, когда эффективность выполнения запросов является одним из критериев оценки продукта, внедрение проходит гораздо успешнее. Кроме того, оказалось, что чем быстрее отклик на запрос, тем больше наблюдается преимуществ для бизнеса, тем чаще достигаются поставленные цели.

Утешительным результатом исследования можно считать тот факт, что надежность продуктов подводит клиентов только в 10% случаев. Результат лучше, чем в прошлом году. Более того, средний уровень удовлетворенности внедрением BI довольно высокий. Более 73% респондентов считает, что «проект в общем и в целом удовлетворяет бизнес-целям».

Причины для выбора специализированных поставщиков

По мнению Дуга Хенскена, один из наиболее интересных и полезных аспектов исследования BI Survey 8 — анализ причин и целей выбора продуктов.

Некоторые средства получают наибольшее признание за счет «способности поддерживать большое количество одновременно работающих пользователей», а также за счет «репутации продукта». Реже факторами выбора оказываются «способность обрабатывать большие объемы данных» и «высокая производительность». Ряд инструментов получили признание за счет «простоты использования для конечных пользователей» и «простоты для разработчиков приложений». Кроме того, немаловажной остается поддержка большого количества пользователей и веб-архитектура. Далее потребители в качестве весомого критерия выбора отмечают отраслевую специализацию поставщика/продукта.

Чьи клиенты довольны больше всего?

В исследовании затронуты 23 продукта. Наиболее важные его результаты — суммарные рейтинги и характеристики BI-средств.

Дуг Хэнскен отмечает разочарование ряда клиентов. В большинстве случаев новые версии (после глобальных поглощений) либо появились очень поздно, либо не удовлетворили ожиданий. Часто основные усилия были брошены на интеграцию, а не на использование и развитие наиболее полезной и удачной функциональности.

Кроме того, поставщики, вовлеченные в слияния-поглощения, оказывают менее качественную поддержку.А специализированные разработчики оттачивают как функциональность, так и методы работы с клиентами.

Справедливости ради, редактор Intelligent Enterprise отмечает, что независимые поставщики активно поддержали исследование и привлекали своих клиентов к участию веб-опросах. Напротив, крупные компании не участвовали в продвижении исследования. Отчасти это может быть причиной перевеса положительных отзывов о специализированных продуктах.

Экономический кризис и результаты опроса

Анализируя итоги исследования, Дуг Хэнскен задается вопросом: «Каким образом негативные экономические явления могли повлиять на результаты исследования?»

Несмотря на то, что сбор информации проводился в преддверии и в самом начале кризиса (в период с июня по сентябрь 2008 года), анализируемая информация касалась длительного периода, а не только недавних приобретений и внедрений. Поэтому вряд ли можно утверждать, что отчет отражает последствия экономического спада.

Однако, автор исследования замечает, что по данным BI Survey менее масштабные, более быстрые проекты — гораздо успешнее, чем крупные стратегические начинания, которые отнимают много времени, стоят дорого, дают не много эффекта, а иногда и терпят крах. И сегодня почти все отраслевые аналитики сходятся во мнении, что грядущие проекты будут менее крупными и более прагматичными.

Публикации:

1. The BI Survey 8. Зеркало успеха BI в. современном бизнесе (The BI Survey 8 A Benchmark of Business Intelligence Success in Today’s Enterprise), Найджел Пендз (Nigel Pendse), март 2009 г., http://www.b-eye-network.com/print/9946;

2. 'The BI Survey 8' Finds Customers Want Faster Performance, Better Support, Дуг Хенскен (Doug Henschen), март 2009 г., http://www.intelligententerprise.com/showArticle.jhtml?articleID=216401540.