Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BI-платформ. Результаты исследований за 2008 год

Представляем читателю обзор рынка BI-платформ за 2008 год, основанный на
материалах аналитических компаний IDC и Gаrtner. В статье описана текущая
ситуация в отрасли, перспективы роста и развития, а также прогнозы на ближайшие
несколько лет.

Несмотря на то, что с момента крупных слияний-поглощений конца 2007 года прошло уже достаточно времени, отголоски этих событий слышны и сегодня. В области платформ для Хранилищ данных по-прежнему дают о себе знать последствия консолидации, что сказывается и на покупательском поведении. Свои коррективы в развитие всей IT-отрасли вносят текущие экономические явления.

Аналитические компании Gartner, IDC и Forrester постоянно пересматривают и вновь анализируют свои прогнозы на 2009 год и далее. И продолжают наблюдать стабильность и даже рост расходов на BI и Хранилища данных. Если затраты на Хранилища и BI растут, то уж инвестиции в аналитику, технологию обработки данных, раскрывающую новые сведения, определяющую ценность BI и Хранилищ данных как таковых, должны тем более увеличиваться.

Недавний отчет IDC, опубликованный в самый разгар кризиса, нарисовал картину процветающего аналитического сегмента, где реальный рост существенно превысил прогнозы 2007 года. Вкратце, аналитики IDC заявляют, что рынок должен пройти еще один этап экономического спада и достичь максимального уровня роста к 2012 году.

Обзор текущей ситуации

Компания Gartner недавно выпустила очередной отчет «Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms 2009», где изложены результаты опроса клиентов, касательно сильных и слабых сторон ряда BI-поставщиков, а также анкетирования поставщиков по вопросам их стратегий и функционирования. Рассмотрим кратко основные выводы исследователей.

В 2008 году, в результате слияния специализированных поставщиков и производителей крупных программных платформ, большинство решений об инвестициях в BI-платформы принимались в соответствии с требованиями стратегического планирования, и, несомненно, находились под влиянием организационных взаимоотношений с крупнейшими поставщиками платформ. Несмотря на это, результаты исследования Gartner показывают, что спрос на независимые продукты по-прежнему сохраняется. Чтобы понять эту двойственность, стоит разобраться в тех факторах, которые определяют сегодняшнюю конъюнктуру рынка.

  1. Различия в покупательских предпочтений. Существует два типа покупателей:
    • фирмы, которые рассматривают BI-платформу как расширение корпоративных средств промежуточного уровня, и требуют от нее совместимости с гетерогеннными источниками данных и приложений,
    • компании, склонные к пре-интеграции BI-платформы в пакет приложений и набор источников данных одного поставщика.
  2. Инновация выливается в интеграцию. Одно из последствий консолидации рынка — интеграция приобретенных технологий в существующую IT-среду. Поставщики сталкиваются с проблемой балансировки двух противоречивых целей — усовершенствование BI-платформы за счет работы с другими продуктами, и, вместе с тем, попытка избежать излишней изоляции.
  3. «Сглаживающие» тенденции. Зрелость недорого BI-потрфеля от Microsoft, применение технологий Web 2.0, доступность устройств для Хранилищ данных, развитие BI с открытым кодом, а также появление SaaS-пакетов, сделала технологию BI более доступной. В результате можно сказать, что ряд поставщиков с альтернативным подходом занимает прочное место на рынке и предлагает очень удобные подходы для целого ряда ситуаций и сфер применения.
  4. Возрождение BI для «рабочих групп». Многие из передовых поставщиков в BI-отрасли начали свой выход на рынке с узкоспециализированных продуктов. Получив одобрение от клиентов и аналитиков, они расширили свои пакеты до корпоративных масштабов. В итоге на рынке образовалась брешь для поставщиков, которые могли бы предложить решения для персональных и групповых нужды, используя специальные технологии (например аналитику, работающую в памяти — in-memory analytics). Несмотря на риск разрастания количества несогласованных продуктов, они находят свой спрос и сохраняют привлекательность.
  5. Возвращение к инвестиционному равенству. В результате общения с клиентами, аналитики компании Gartner выяснили, что взаимосвязи между размером компании-поставщика (как по его доходу, так и по количеству сотрудников) и удовлетворенностью и окупаемостью вложений в BI-платформу, попросту нет. Раньше, когда на рынке доминировали специализированные BI-фирмы, размер был важным индикатором. А сегодня поставщик, имеющий доход в 300 млн. долларов, может обеспечить решение ни чем не хуже конкурента, превосходящего его по размеру в несколько раз.

Рост и развитие

После года поглощений, коим прославился 2007, 2008 год можно назвать годом перехода. Эксперты считают, что 2009 год станет критической отметкой, на которой полная стоимость владения BI-платформой явится главнейшим фактором, а ценность инструмента в процессе принятия решений в сложных экономических условиях будет учитываться в первую очередь.

Как уже говорилось выше, BI-платформы меньше подвержены влиянию экономического кризиса, нежели другие продукты.
Специалисты Gartner Дэн Вессет (Dan Vesset) и Брайан Макнайт (Brian McKnight) утверждают, что сегодня практически все руководители убедились в высоком потенциале аналитических решений в плане повышения эффективности, а также в необходимости комбинировать структурированные транзакционные данные с другими неструктурированными или полуструктурированными.

Несколько факторов говорят о том, что доход от BI-платформ продолжит расти:

  • Руководители по информатизации продолжают вкладывать средства в BI-технологии, так как они являются одним из главных факторов, обеспечивающих преобразование бизнеса и стратегические изменения.
  • Полученная из корпоративных приложений информация разрастается невероятно быстро, и именно BI-платформы позволяют превратить ее в полезный ресурс.
  • Функциональность BI-платформ выходит за традиционные рамки и расширяется до оценочных и инструментальных панелей, средств визуализации, а также ряда других технологий, упрощающих и совершенствующих использование аналитики;
  • Организации средних и небольших размеров являются важной клиентской базой для BI-поставщиков. Успех небольших разработчиков, новые модели поставки SaaS, развивающиеся предложения от Microsoft и других компаний, обещают дальнейший рост спроса.
  • Несмотря на развитие проектов стандартизации, локальные решения (предназначенные для конкретных подразделений) обрели второе дыхание, особенно в тех случаях, когда их предлагают небольшие специализированные разработчики.
  • Потребление информации. Пользователи становятся все опытнее в использовании и манипулировании информации. А значит, BI найдет еще больше применения, количество приобретаемых лицензий увеличится.
  • Еще один позитивный фактор — использование BI-функций в клиентских Web-приложениях в качестве дополнительного средства.

Однако аналитики Gartner предполагают, что спад, наполненность рынка и консолидация скорее всего сдержат рост BI-платформ до показателей ниже 10% в год. В 2012 году ожидается рост примерно 7,0% в год для платформ, а также 7,9 % для самостоятельных и встроенных приложений.

Стивен Суойер, обозреватель интернет-сайта института Хранилищ данных (TDWI.org), приводит в противовес мнение компании IDC, которая предсказывает интенсивные темпы развития BI-платформ. Утверждается, что спрос на аналитические возможности пока существенно превышает предложение. К сожалению, в связи с недостатком продуктов, выполняющих все аналитические требования, некоторые компании даже отказываются от внедрения. Кроме того, большой проблемой является поиск консультанта. И эту брешь необходимо заполнить. Согласно исследованиям этой организации, мы сегодня находимся на начальном этапе крупного подъема в области аналитических внедрений, который воплотится в течение ближайшего десятилетия.

Однако специалисты IDC предостерегают компании от излишнего расширения масштабов BI- и аналитических проектов. Не стоит делать радикальных шагов, новые данные (структурированные, полуструкрутированные и неструктурированные) нужно вводить постепенно, а BI развертывать среди новых подразделений не спеша.

При этом следует отказаться от традиционных представлений о BI как о системах отчетности и запросов и пользоваться возможностями передовой аналитики. Конечно, при таком количестве данных и их источников, при возможности их объединить, возникает искушение анализировать всё и вся. Но это будет ошибкой. Важно выделить ряд наиболее приоритетных аналитических проектов как с точки зрения доходности, так и с точки зрения их будущего потенциала, и заниматься только ими. Важно понимать, что не все показатели являются ключевыми и не все задачи — первоочередными.

Долгосрочные прогнозы

Аналитики Gartner утверждают, что: «Экономически кризис покажет, какие компании обладают достаточно надежной информационной инфраструктурой, а какие нет». Лорен Маккей (Loren McKey), помощник редактора журнала CRM Magazin, комментируя результаты аналитических отчетов Gartner, выделяет пять основных предположений на грядущие несколько лет:

  1. К 2012 году бизнес-подразделения (не технологические отделы) потребуют более 40 % бюджета, предназначенного для BI-проектов. И хотя технологические департаменты по-прежнему будут принимать решения о том, какие продукты использовать, бизнес-подразделения возьмут на себя задачу правильного применения этих инструментов. Бизнес-специалисты являются движущей силой внедрения аналитики, отчетности и средств управления эффективностью. Их мнение будет иметь еще больший вес при принятии решений о покупке. Однако эксперты Gartner предупреждают, что организациям стоит помнить об опасности разрозненности приложений и инструментов. Технологическим подразделениям придется вплотную заняться задачей интеграции приложений и бизнес-процессов. Одним словом, бизнес- и IT-специалисты должны работать вместе, выбирая, внедряя и используя BI-инструменты.
  2. К 2012 году более 35 процентов крупнейших компаний столкнутся с проблемой принятия необоснованных решений в связи с нехваткой информации, обусловленной недостатком инвестиций в информационную инфраструктуру и инструменты бизнес-пользователей. Аналитик Бил Хостман (Bill Hostmann) пишет, что экономический спад заставит компании четко контролировать серьезные изменения в бизнесе и пересматривать стратегические и операционные планы. «Экономический кризис скоро покажет, какие компании имеют в распоряжении достойные информационные средства и инструменты, а какие — нет». Чтобы избежать неприятных неожиданностей, необходимо обеспечить инфраструктуру, реагирующую на изменяющиеся информационные и аналитические нужды.
  3. К 2010 году 20% организаций будут пользовать аналитическими приложениями, представленными в виде сервиса. Специалисты Gartner предполагают, что по мере проникновения SaaS модели в среду крупных клиентов, все чаще средства данного вида будут поставляться в рамках корпоративных BI-портфелей. Аналитик Курт Шлегель (Kurt Schlegel) выдвигает на первый план два наиболее важных момента:
    • распространение SaaS-модели может сдвинуть баланс сил на пятимиллиардном рынке BI-платформ;
    • появление инструментов, комплектуемых по требованию заказчика, расширит диапазон применения BI.
  4. В 2009 году коллективное взаимодействие и принятие решений еще чаще будет вставать на повестку дня. Вероятнее всего спрос на такого рода операции подстегнет дальнейшее развитие продуктов, представляющих собой комбинацию социального ПО и BI-платформ. Недавний опрос Gartner показал, что 71% участников считает основным движущим фактором BI-инвестиций повышение качества принимаемых решений. Кроме того утверждается, что при принятии решений принято советоваться с коллегами (как среди клиентов, так и среди поставщиков).
  5. К 2012 году треть аналитических приложений, относящихся к бизнес-процессам, будут поставляться в виде крупных гибридов приложений. «Компаниям не стоит доверять только крупным поставщикам в решении всех проблем интеграции», — замечают аналитики. Конечно, удобно пользоваться услугами одного разработчика, это быстро и просто. Однако в этой ситуации можно упустить ряд технологических новшеств. Эксперты рекомендуют провести пересмотр внутренней инфраструктуры данных, использовать гибрид приложений, который обеспечит эффективный и окупаемый метод внедрения аналитики без полного пересмотра архитектуры всех существующих приложений.

Публикации:

  1. Gartner ставит высокую оценку BI (Gartner Gives BI a High 5), Лорен Маккей (Lauren McKay), февраль 2009, http://www.destinationcrm.com/Articles/PrintArticle.aspx?ArticleID=52485;
  2. Магический квадрант для платформ Business Intelligence, 2009 (Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms, 2009), Джеймс Ричардсон (James Richardson), Курт Шлегель (Kurt Schlegel), Рита Сэллэм ( Rita  L. Sallam), Бил Хостман (Bill Hostmann), январь 2009, http://mediaproducts.gartner.com/reprints/oracle/article56/article56.html;
  3. Превысит ли спрос предложение на аналитическом рынке ( In a Surging Analytic Market, Will Demand Outpace Supply?), Стивен Суойер (Stephen Swoyer), январь 2009 г, http://www.tdwi.org/News/display.aspx?id=9269.

Автор: По материалам зарубежных сайтов