Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Выбор поставщиков BPM. Мнение аналитических компаний

Рынок BPM-систем, несмотря на экономический спад, сохраняет быстрые темпы развития и высокий уровень конкуренции. Ряд аналитический компаний ежегодно проводят оценку деятельности поставщиков и перспектив их дальней работы.

Рассмотрим результаты отраслевых отчетов, касающиеся разработчиков BPM.

Материал компании Gartner, Magic Quadrant for CPM Suites 2008, посвящен качеству и функциональности наиболее популярных продуктов. Компания BPM Partners, в отчете BPM Pulse Survey 2008, анализирует отзывы нынешних и потенциальных клиентов BPM. (Подробнее об этих исследованиях в материале «Внедрение BPM в 2008 году. Результаты отраслевых отчетов» )

Характеристики поставщиков

В отчете BPMPartners рассматривается выбор поставщиков готовых приложений, инструментов и ERP-пакетов (в составе которых имеется BPM-модуль).

54% компаний внедряют BPM-продукты, входящие в состав ERP-пакетов, при этом 2/3 используют средства того ERP-поставщика, чье программное обеспечение уже применяется, и 1/3 — инструменты другого ERP-разработчика. Оставшиеся 46% работают с поставщиками, которые предлагают либо инструменты, либо пакетные приложения, либо и то и другое.

Если говорить об оценке готовых приложений, то, в первую очередь, необходимо учитывать функциональность продуктов. Что касается ERP-решений, то здесь первостепенным фактором является интеграция с существующими источниками данных. Поставщики, предлагающие инструменты, оцениваются исходя из возможностей поддержки настраиваемых решений.

Однако крупные компании больше тяготеют к приобретению BPM у своих поставщиков ERP. Из 54% организаций, использующих ERP для управления эффективностью, 78% обращались к тому поставщику, с которым уже налажено сотрудничество.

Самыми главными характеристиками продукта (см. рис. 1), по мнению участников Pulse Survey, являются функциональность и используемая технология. Кроме того, целостность и завершенность пакета (последнее время все популярнее становятся законченные BPM-платформы), а также использование общего пользовательского интерфейса играют немаловажную роль. Статус компании-поставщика и отзывы пользователей учитываются обязательно.

Рис.1. Факторы выбора поставщика (оценка по пятибалльной шкале)

Задачи, решаемые с помощью BPM

При выборе поставщика и продукта клиента должен руководствоваться рядом требований к функциональности. Аналитики BPM Partners рекомендуют учитывать как бизнес-факторы, так и технологические возможности. Рассмотрим далее наиболее популярные из них.

Бизнес-возможности

Согласно Pulse Survey, в прошлом году анализ и оптимизация прибыльности считались самыми важными и перспективными бизнес-функциями BPM. Повышение качества, администрирование данных, управление рисками и нормативными требованиями, а также прогнозная аналитика, идут вслед, имея приблизительно одинаковый рейтинг у покупателей.

Рис.2 Приоритетные бизнес-возможности BPM (оценка по пятибалльной шкале)

Технологические возможности

Что касается технологических требований, то наиболее важным фактором является унифицированный интерфейс для пользователей, далее следует управление структурированными и неструктурированными данными, инструменты визуализации, унифицированная серверная часть, интеграция с Microsoft Office. Использование сервисно-ориентированной архитектуры и функций поиска также играет значительную роль.

Рис.3. Приоритетные технологические возможности BPM (оценка по пятибалльной шкале)

Рынок BPM

Согласно исследованию Gartner, рынок BPM-пакетов продолжает быстро расти и развиваться, рост прибыли составляет около 19% в год. Основным стимулирующим фактором развития является замена электронных таблиц на сложные аналитические приложения, обеспечивающие унифицированные процессы и взаимодействие.

BPM-технология подходит для любой организации, вне зависимости от отрасли, поскольку аналитика и управленческая информация сегодня необходима повсеместно. Активное внедрение управления эффективности началось и ведется с подачи финансового сектора, однако, по мнению компании Gartner, все чаще BPM становится проектом общекорпоративного масштаба, т.е. частью глобальной стратегии BI.

По мнению большинства аналитиков, за последние три года доминирование специализированных компаний, сменилось лидерством поставщиков платформ, чья функциональность поддерживается за счет приобретения небольших инновационных фирм. Доля рынка лидеров составляет порядка 70%, хотя можно говорить и еще о сохранении позиций нескольких специализированных разработчиков. Оставшаяся доля приходится на мелких разработчиков.

Участникам опроса Pulse Survey предлагалось выразить свое отношение к произошедшим в 2007 году крупным слияниям и поглощениям. В целом реакция оказалась более или менее благосклонной (38% считают, что это явление положительное, 11% называют его отрицательным, остальные пока не могут высказать определенной позиции).

Более половины компаний сегодня раздумывают над приобретением SaaS-решения, и чем меньше организация, тем больше интереса к такого рода продуктам. В основном это связано с простотой использования и поддержки, а также низкой стоимостью владения. Хотя присутствуют и недостатки, в том числе нерешенные проблемы безопасности и недостаточная глубина функциональности.

Расходы на BPM

Рынок BPM-пакетов продолжает быстро расти и развиваться, рост прибыли составляет около 19% 

За последний год почти20% опрошенных компаний потратили на BPM более миллиона долларов. В 2007 году этот показатель составил 24%. Еще 32% тратили от 250 тыс. до 1 млн. (что ниже прошлогоднего показателя на 34%). Практически 50% компаний израсходовали 100 000 и менее. Планы на ближайший период практически такие же, как и в минувшем году.

Средние расходы в крупном секторе составили 431 тыс. долларов, планируемые затраты чуть выше. Небольшие и средние компании затрачивали порядка 170 тыс., и такие же расходы планируются в будущем году. Важно заметить, что изменения в расходах от 2007 к 2008 году особенно заметны в отдельных отраслях, таких как медицина и производство (явный рост), а также финансы и телекоммуникации (сокращение).

Сотрудничество с консультантами

Нанимая консультантов, большинство компаний использует услуги, как собственных поставщиков, так и третьих фирм (20% рассчитывают только на сторонних экспертов). Как правило, результат сотрудничества бывает удовлетворительным, при этом фирмы, предлагающие управленческий консалтинг, успешнее, чем консультанты, предлагающие лишь внедренческий консалтинг.

Рис.4. Сотрудничество с консультантами

Заключение

Эксперты Gartner утверждают, что наблюдаемый уровень роста в 2008 году демонстрирует неплохие перспективы поставщиков, и хотя консолидация рынка привела к приобретению специализированных компаний крупными, однако поле деятельности для оставшихся независимых фирм по-прежнему очень широко.

Публикации:

  1. Магический квадрат для BPM-пакетов (Magic Quadrant for CPM Suites), декабрь 2008 г, Нейл Чэндлер (Neil Chandler), Найджел Рэйнер (Nigel Rayner), Джон Ван Дэкер (John E. Van Decker), http://mediaproducts.gartner.com/reprints/tagetik/article2/article2.html;
  2. Результаты BPM Pulse Survey за 2008 год (2008 BPM Pulse Survey Results), июль 2008.