Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Распространение технологии BI

Еще в 2005 году исследование института Хранилищ данных (TDWI) показало, что лишь 18% потенциальных BI-пользователей активно используют эти инструменты на практике (не реже одного раза в неделю). Если учесть, что компании тратят миллионы долларов на Хранилища данных и BI-проекты, то это очень низкий показатель. Компания TDWI поставила перед собой задачу рассмотреть проблему в деталях и выяснить, каков прогресс за эти 3 года и каким образом компании могут добиться более глубокого и широкого проникновения технологии в организации и тем самым оправдать столь серьезные инвестиции.

В феврале 2008 года среди пользователей BI и поставщиков программных продуктов был вновь проведен опрос. Чуть больше половины участников (51%) находятся в фазе разработки и развития BI-проекта. Оставшаяся часть либо уже довела задачу до конца (22%), либо начинает ее (27%).

Что же удалось выяснить?

Ключом к проникновению BI во все сферы деятельности компании является привлечение клиентов и активное использование ими приобретенных инструментов. Эта, казалось бы, простая идея, очень сложна, если учесть все факторы, которые делают BI-инструмент простым в использовании. Поэтому на сегодняшний день средний процент активных BI-пользователей составляет всего лишь 24%.

Конечно, технология играет существенную роль в повышении уровня использования и проникновения BI. В частности, немалое значение имеют:

  • технологии визуализации,
  • встроенный поиск,
  • анализ в оперативной памяти,
  • интеграция с офисными приложениями,
  • инструментальные панели,
  • высокопроизводительные системы интегрированные BI-платформы.

Это все разные составляющие одного уравнения. Но, что интересно, пользователи, участвовавшие в опросе, отмечали преимущественно иные, в особенности «человеческие», факторы успеха BI — вовлеченность руководства, маркетинг, обучение, поддержка, мониторинг и т.п. Респонденты также отмечали важность хорошего дизайна, архитектуры, управления проектом и возможности масштабирования.

BI-специалисты заявляют, что проекты этого типа могут давать как положительный, так и отрицательный результат. Иногда возникают парадоксальные ситуации. Несмотря на все усилия, IT- и бизнес-пользователей, добиться понимания сути и широкого распространения не удается. У иных компаний — все наоборот. Они просто сражены успехом и не справляются с пользовательским спросом.

Необходимо выяснить, в чем же секрет быстрого распространения BI-технологии в организации.

Уровни принятия и использования

Уровень принятия BI (BI adoption) в организации характеризует ту степень, в которой компании приобретают инструменты для своих сотрудников. Уровень использования характеризует тy меру, в которой BI применяется этими пользователями на практике. Сочетание этих двух факторов дает точный показатель, описывающий благополучие BI-среды.

Условно, все пользователей BI можно разделить на подготовленных (power users) и обычных (casual users). К категории подготовленных пользователей относятся бизнес-аналитики, занимающиеся анализом информации и созданием нерегламентируемых отчетов. С другой стороны, обычные пользователи — руководители, менеджеры, рядовые сотрудники, которые, как правило, используют отчеты подготовленные кем-то еще, — не заинтересованы в изучении деталей работы BI-инструментов или баз данных. В целом, опытные пользователи составляют 20% от в организации. А обычные — 80%.

Ролевое принятие

Очевидно, что опытные пользователи (или бизнес-аналитики) лидируют среди всех остальных групп как по уровню принятия, так и по использованию. Это не удивительно, учитывая природу их деятельности. Также эта категория существенно влияет на выбор приобретаемых компанией инструментов и устанавливает свои требования. Однако для других типов пользователей эти средства в итоге оказываются слишком сложными.

Менеджеры и руководители следуют за опытными бизнес-аналитиками по уровню принятия и использования BI. Треть менеджеров можно отнести к категории «активных» пользователей, а вот среди руководителей — таких только четверть. Это лишний раз подтверждает, что именно руководство является главной целевой аудиторией для поддержки. Некоторые из них слишком заняты и рассчитывают на бизнес-аналитиков. А другие относятся к «старой школе» менеджеров, которые делали карьеру в те времена, когда компьютеров не было, или отчетность была не столь разнообразна. Большинство своих решений они принимают исходя из сформированных годами стереотипов.

Рядовые сотрудники являются следующей категорией потребителей BI-инструментов. Менеджеры складов, торговые представители, технические специалисты, представители служб работы с клиентами — вот лишь небольшой список этой группы пользователей. Так как, по сути, они представляют собой лицо компании, то времени на просмотр и анализ информации у них немного. Поэтому результаты BI-операций должны быть простыми, быстро поступать и вливаться в текущий рабочий процесс. Компании, успешно донесшие BI до рядовых сотрудников, либо разрабатывают инструментальные панели, либо простые статические отчеты, которые можно окинуть взглядом и сразу получить необходимую информацию.

Препятствия к принятию

Время и сложность

Наиболее значимое препятствие к принятию BI-средств — «время и сложность внедрения». Большинство BI-проектов на уровне подразделений работают хорошо, однако трудности и затраты возрастают, когда все это делается в корпоративных масштабах.

BI-инструменты, по крайней мере в их нынешнем виде, не являются готовыми продуктами. Они включают сложные механизмы запросов, отчетности и анализа и интегрируются с системами безопасности и прочими корпоративными приложениями.

Иногда интеграция BI с серверами Web-приложений и СУБД может вызвать грандиозные проблемы. В этих случаях снижается эффективность BI-решения, увеличиваются сроки внедрения, а значит, уровни принятия и использования BI падают.

Учитывая эти трудности, многие новые и уже давно существующие BI-компании серьезно трудятся на архитектурой проектов, интегрированных с веб-сервисами и другими стандартизированными архитектурами, и не требуют постоянного переконфигурированного.

Полная стоимость владения

Стоимость инструментов оказывается очень важным препятствием на пути внедрения BI и складывается из трех факторов — стоимости BI-лицензий, стоимости управления средой (стоимости владения) и стоимости обучения и поддержки пользователей. Косвенные расходы по внедрению BI иногда существенно превышают стоимость лицензий. И все эти затраты необходимо окупать, наблюдая при этом появление новых, менее дорогих продуктов на рынке.

Именно высокие затраты не позволяют компаниям приобрести необходимое количество лицензий.

Развитие возможностей

Одна из проблем заключается в том, что BI-инструменты исторически создавались в расчете на потребности опытных пользователей, а не руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников. В результате обычные пользователи, которые составляют 80% в организации, столкнулись с невозможностью использования BI-средств первого поколения. Им понадобилось специальное обучение, поддержка, что серьезно повысило общие расходы на BI.

Большинство поставщиков сделало существенные шаги по упрощению своих пакетов и настройке их на обычных пользователей, которые хотят всего лишь заниматься мониторингом ключевых показателей эффективности, рассматривать и анализировать данные, обнаруживая корни проблем. Многие разработчики приложили немало усилий, чтобы сделать свои продукты привлекательными (модули отчетов для конечных пользователей, авторизация тонких клиентов, инструментальные и оценочные панели, графические интерфейсы, поиск по ключевым словам, развитая визуализация, SaaS[1]-версии).

Препятствия к использованию

Если организация внедрила BI-инструмент (приобрела лицензии), то следующей задачей является широкое его распространение и применение среди сотрудников. И на этом пути возникает не мало проблем. И чем больше рабочие группы стремятся расширить использование BI, тем больше появляется сложностей и препятствий.

Опрос показал, что 30% респондентов отмечают предпочтение других инструментов и методов среди своих пользователей. Порой единственным методом заставить пользователей применять новый BI-инструмент является устранение прежней среды отчетности.

Ключевыми факторами, снижающими использование BI, являются: качество данных, производительность запросов, сложность. Сложности мы уже коснулись выше. Качество данных — это вопрос как управления изменениями, так и технических действий, поскольку пользователи часто отказываются от создания новых отчетов, представляющих данные в ином формате, с иными метриками или результатами (даже если данные сами по себе точные).

Эффективность тоже нельзя снимать со счетов. Часто сотрудники быстро теряют терпение, глядя на медленно выполняющиеся запросы. Ожидания обычных пользователей подкрепляются быстротой и гибкостью популярных веб-приложений, но достичь такого же уровня при выполнении BI-отчетности не легко.

Пути преодоления трудностей

Технологические рычаги

Оказывается, у рабочих групп не так много рычагов повышения уровня использования BI. Первая задача — интеграция с Microsoft Office. Так как многие пользователи вынуждены работать в Excel, чтобы добиться реализации сложных бизнес-планов и моделей, а также в PowerPoint, чтобы отображать результаты для менеджеров и рабочих групп, то необходимо эти приложения сблизить с BI. Многие поставщики последние годы решают данную задачу, средства Microsoft становятся полнофункциональными клиентами для BI-приложений.

Переломная точка

Переломная точка во внедрении BI — это этап, на котором непродуктивные действия в компании прекращаются, и начинается активная подача информации.

Для этого нужно:

  1. Заручиться поддержкой руководства;
  2. Обучить менеджеров и пользователей, донести до них важность принятия решений на базе фактов и опасность лавинного распространения несогласованных выборок и баз данных;
  3. Установить партнерство с опытными пользователями в каждом отделе и проводить с ними регулярные встречи, с целью установить приоритеты BI-проектов.

Грамотная рабочая группа по внедрению BI выбирает инструменты, разрабатывает семантический слой, обучает бизнес-партнеров и рекомендует политику, улучшающую пользовательский опыт, в том числе модернизацию платформы для оптимизации эффективности. Как только удовлетворяются основные запросы пользователей, люди начинают смотреть вперед, принимать важные решения и резко возрастает уровень использования ПО. Важно осознать, что мешает разработчикам понять потребности пользователей. Кроме того, нужно уметь выделять критически важные моменты в развитии проекта — переломные точки.

Публикации:

  1. Распространение технологии BI. Методы внедрения в корпоративных масштабах (Pervasive business intelligence.Techniques and technologies to deploy BI on an enterprise scale), Уэйн Экерсон (Wayne Eckerson), 3 квартал 2008 г, http://www.tdwi.org/research/reportseries/reports.aspx?pid=558.


[1] Software as a service - предоставление программного обеспечения в виде услуги