Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Результаты ежегодного опроса BI Survey 7

В феврале 2008 года вышел отраслевой обзор рынка BI — «The BI Survey 7», являющийся логическим продолжением уже давно зарекомендовавшего себя ежегодного исследования «OLAP Report». Результаты опубликованы аналитической компанией Business Application Research Center (BARC), бессменным автором работы является известный эксперт Найджел Пендз (Nigel Pendse). «BI Survey» — один из крупнейших опросов в области business intelligence, в нем приняло участие свыше 1900 пользователей и консультантов из 60 стран и более 30 отраслей. 53% респондентов из Европы, 37% — из Северной Америки, оставшаяся часть — из всех прочих регионов, прежде всего из Австралии и Японии.

Последнее исследование включает более широкий диапазон продуктов, выходя за рамки OLAP (поэтому изменилось и название), а также предлагает более детальный, качественный и количественный анализ программных средств.

В исследовании проводится сравнение 16 лидирующих продуктов от различных поставщиков.

В целом можно сказать, что в отчете описываются оптимальные методы приобретения и внедрения BI и отражается реальная ситуация в данной отрасли.

Общие тенденции

Есть ряд важных результатов, не связанных с конкретными поставщиками:

  • Бизнес-целей как правило удается достичь, если в проекте участвуют конечные пользователи и/или BI/OLAP консультанты;
  • Время реализации проектов сильно варьируется, от 3-х месяцев и до 2-х лет;
  • Некоторых преимуществ, таких как более точная отчетность и более грамотные решения, удается добиться чаще, чем целей, таких как сокращение расходов и персонала.

Выбор продуктов

«The BI Survey 7» содержит множество вопросов о выборе и использовании BI-продуктов. В частности исследуются инструменты и стратегии, которые дают максимальные преимущества и приводят к успешному внедрению.

Каким образом большинство компаний выбирает BI-средства и насколько они удовлетворены своим выбором? Этому посвящена немалая доля опроса. Как выяснилось, сегодня максимальное влияние на выбор оказывают аналитические исследования, уже существующие внедрения и стратегические взаимоотношения с поставщиками. Меньшее влияние оказывают интернет-обзоры, конференции и интернет-семинары, реклама.

Одной из рекомендаций «BI Survey 7» является выполнение оценки сразу нескольких продуктов, что повышает вероятность успеха, так как удается подобрать наиболее подходящее средство, и при этом само выполнение проекта ведется тщательнее ввиду основательной подготовки.

Критерии

Если сравнивать нынешние результаты с предыдущими исследованиями (OLAP Survey), становится очевидным, что критерии выбора, которыми руководствуются клиенты, не совсем согласуются с достигаемыми бизнес-преимуществами.

Для пользователей функциональность и простота использования являются важнейшими факторами (41%), далее следует удобство работы пользователей (35%), эффективность выполнения запросов (19%), стоимость (15%), соответствие корпоративным стандартам (14%) и масташбируемость данных (10%).

Кроме того, у пользователей различных платформ могут быть разные предпочтения. Например, для клиентов одной компании важнейшим фактором является производительность, а для покупателей другой фирмы — корпоративные стандарты.

Индекс бизнес-преимуществ (Business Benefits Index) — шкала, разработанная Найджелом Пендзом, отражающая наиболее важные с точки зрения успеха проектов свойства BI-продуктов.

Согласно данному индексу наиболее актуальны:

  • диапазон поддерживаемых серверных платформ;
  • высокая производительность;
  • простота использования для разработчиков приложения;
  • масштабируемость данных;
  • масштабируемость по количеству пользователей;
  • поддержка web-архитектуры;
  • и наконец, удобство работы пользователей и обилие функций.

Такой противоречивый результат лишний раз подтверждает, что слишком много организаций ставит корпоративные факторы выше, чем успех BI-проектов. Тогда как удача проекта зависит от выбора инструмента, а не поставщика.

Успех внедрения

Даже в случае не самого грамотного подбора критериев оценки продукта удовлетворенность BI-инвестициями все равно остается довольно высокой. 71% респондентов утверждает, что их проекты «по большей части, или даже целиком удовлетворяют поставленным целям». И лишь 8% отметили, что «поставленные задачи не были достигнуты».

Почти 90% участников, уже использующих BI, стремятся к более широкому внедрению своих проектов. В то время как текущий уровень использования очень низкий: в среднем лишь 8,7% сотрудников регулярно применяют BI-приложения.

Что же тормозит этот процесс? В исследовании перечисляется множество обстоятельств, основные — следующие:

  • стоимость программного обеспечения (24%);
  • низкая эффективность запросов (20,2 %);
  • расходы на внедрение/поддержку (19,4%);
  • длительная загрузка данных, разработка, время расчетов (16,2 %);
  • сложность администрирования (16%).

В предыдущих отчетах низкая эффективность запросов (query performance — QP) была самой распространенной технической проблемой, и пока ситуация кардинально не изменилась. Меньше всего нареканий вызвал продукт TM1, Microsoft Analysis Services занимает среднюю позицию (20% клиентов высказывают жалобы) и максимальное недовольство вызвал SAP BI (37%).

Проекты, где в качестве критерия оценки продукта берется QP, часто бывают наиболее успешными. Чем быстрее выполняются запросы — тем быстрее реализуются поставленные цели.

Эффективность поставщиков и лояльность клиентов

Один из важнейших разделов исследования — эффективность поставщиков (vendor performance — VP). Здесь рассматриваются маркетинговые мероприятия, рейтинги продаж , количество развернутых клиентских мест, а также неиспользуемых («полочных», schelfware) приложений, качество поддержки и будущие покупательские тенденции. Наиболее популярные рейтинги — показатели лояльности, которые часто цитируют лидирующие производители.

Согласно результатам BI Survey, компании Microstrategy и Microsoft повысили свои показатели лояльности за минувший год. Однако Hyperion (Oracle) и SAP снизили свой рейтинг лояльности.

В целом создается впечатление, что магнаты не очень-то любят своих пользователей, а следовательно и результаты использования их BI-продуктов не так хороши, как хотелось бы. Однако корпоративная политика мешает отказаться от продуктов, которые могли разочаровать пользователя.

Исследование развенчало распространенный миф — «вы получаете то, за что платите». Как выясняется, некоторые поставщики с громким именем и дорогими продуктами не обеспечивают те преимущества и уровень поддержки, которые дают их менее известные конкуренты (чье программное обеспечение иногда дешевле и удобнее).

Отраслевые показатели

В результате исследования удалось выяснить, какие организации максимально эффективно используют BI инструменты, это: банки, торговые компании, страховые учреждения, телекоммуникационные компании.

Кроме того, в отчете отражены рейтинги конкретных поставщиков по отраслям. Для организаций с крупным бюджетом главными факторами влияния на выбор продукта являются — отраслевой анализ, уже существующие внедрения и стратегические взаимоотношения. Что касается компаний с небольшими средствами, то основные их исследования выполняются через web, на web-семинарах и т.п.

Изменения на «конкурентном фронте»

Некоторое удивление вызывает тот факт, что продукт Oracle BI (enterprise Edition) не получил высоких результатов в опросе, использование продуктов Discoverer, Oracle OLAP снизилось. Интересно будет рассмотреть результаты исследования на следующий год, когда выйдет новая версия OBIEE 10g, а также проявятся первые плоды поглощения Hyprion. Однако можно отметить, что продукты Oracle занимают более прочные позиции в Европе, чем в мире в целом.

За последний год существенно возросла популярность продукта Microsoft Analysis Services (OLAP-инструмента). Причем как показывает исследование, его применяют не только те компании, которые в качестве платформы данных выбрали Microsoft SQL Server, то организации, стандартизировавшиеся на платформах ORACLE, Sybase и IBM. В частности такие результаты связаны с высокой производительностью выполнения запросов и эффективной обработкой больших объемов данных.

Аналитические исследования

BI Survey 7 уделяет немалое внимание эффективности аналитических отчетов. В частности, утверждается, что компании, которые активно используют отраслевые опросы быстрее добиваются бизнес-преимуществ, чем те, кто не проявляет к ним интереса.

Среди пользователей наиболее популярной и влиятельной аналитической организацией считается Gartner (38% ответивших упомянули именно эту компанию). Однако тут возникает некоторое противоречие. Согласно результатам BI Survey, организации, рассчитывающие на отчеты Gartner, в итоге не добиваются больших преимуществ. Отчеты BARC (наиболее популярные в Европе) дают неплохие результаты, однако наиболее полезными оказываются рекомендации TDWI (The Data Warehousing Institute).

Публикации:

  1. Краткие результаты BI Survey 7 (Results Released for The BI Survey 7), февраль 2008, http://www.dmreview.com/news/10000921-1.html;
  2. BI Survey 7 — тенденции спроса, лояльность клиентов к поставщикам и продуктам (’The BI Survey 7’ Details Purchase Practices, Ranks Loyalty by Brand), 2008, Дуг Хэнешен (Doug Henschen), http://www.intelligententerprise.com/print_article.jhtml;jsessionid=PDUC2U5N1ZLHKQSNDLOSKH0CJUNN2JVN?articleID=20640175;
  3. BI Survey 7 в череде новостей (The BI Survey 7, The Carling Cup and Off To Prague), Марк Ритман (Mark Rittman), февраль 2008, http://www.rittmanmead.com/2008/02/24/the-bi-survey-7-the-carling-cup-and-off-to-prague.