Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Первые результаты опроса BPM Pulse Survey 2008

Ежегодный отраслевой опрос BPM Pulse Survey, проводимый компанией BPM Partners, отражает текущую ситуацию на рынке BPM — спрос на компоненты, рейтинг поставщиков, области применения продуктов и т.п. Рассмотрим некоторые результаты исследования 2008 года. (Аналогичный опрос за прошлый, 2007 год, представлен в статье «Результаты ежегодного отраслевого обзора BPM Pulse Survey 2007»).

На этот раз в опросе участвовало 740 респондентов из разных отраслей.

В первую очередь в опросе освещаются причины и цели, побуждающие компании внедрять программное обеспечение BPM. На представленной ниже диаграмме представлено мнение участников, большинство из которых (40%) в первую очередь стремится повысить эффективность работы, сократить общие затраты (38%), а также повысить качество операционного анализа, устранить ряд проблем и слабых мест.



Рис.1. Причины внедрения BPM

Очевидно, в этом году, как пользователи, так и поставщики хотят получить ответ на ряд вопросов, связанных с консолидацией рынка. Как отразилась новая структура отрасли на клиентах? Смогут ли бывшие специализированные BPM-поставщики, ныне вошедшие в состав крупных ERP-компаний, предлагать свою продукцию клиентам, которые не используют именно эти ERP-платформы? Не изменится ли рейтинг наиболее популярных BPM-компонентов в связи с возросшим числом клиентов из малого и среднего бизнеса? Наконец, в связи новым этапом развития технологии — BPM 2.0 (прогнозной аналитикой, операционным анализом, оптимизацией прибыльности, управлением рисками и соответствием нормативным требованиям), какие бизнес-функции наиболее важны для нынешних и потенциальных покупателей?

Большинство респондентов (48%) не смогло высказать конкретного мнения о влиянии консолидации отрасли: эти пользователи заняли выжидающую позицию. Далее, 41% участников дали положительные отзывы относительно крупных поставщиков с более полными продуктовыми предложениями. Меньшинство высказалось отрицательно, мотивируя свое недовольство спадом конкуренции и отсутствием разнообразия в выборе.

Лучший способ оценить реакцию рынка на ERP-поставщиков, поглотивших специализированных разработчиков, — рассмотреть вопрос: «У кого вы планируете приобретать BPM-решение?». В прежние годы предпочтение отдавалось поставщикам BPM-приложений (примерно 40%), а также разработчикам приложений и инструментов (также примерно 40%). Производители ERP- и BI-инструментов были в меньшинстве (только по 10% положительных отзывов на каждую группу). Однако ситуация, резко изменившаяся в 2007 году, повлекла за собой совсем иной разброс мнений.

На сегодняшний день 37% предпочитают средства от «своего» ERP-поставщика. Это связано с тем, что крупные компании существенно модернизировали свои предложения, и многие клиенты предпочитают именно их, а не специализированных BPM-разработчиков. 19% участников заинтересованы в приобретении программного обеспечения от «иного ERP-поставщика». Вот тут-то и появляется ответ на вопрос: «Будут ли компании, стандартизировавшиеся на платформе Oracle приобретать BPM от SAP и наоборот?». Похоже, что ответ положительный. Надо также отметить, что 28% респондентов по-прежнему ищут продукты специализированных BPM-компаний.

Один из важнейших вопросов звучит в исследовании каждый год: какие BPM-компоненты наиболее важны для клиентов? Бюджетирование всегда лидирует в списке, а финансовая консолидация традиционно завершала перечень. Причины очевидны. Бюджетирование — по-прежнему является слабым местом для большинства компаний и формирует своего рода фундамент для большинства систем управления эффективностью. К консолидации интереса гораздо меньше, потому что все ее существенные преимущества ощущается в крупных компаниях, где множество различных функций, причем распределенных географически.

Между этими двумя полюсами идет список других компонентов: инструментальные и оценочные панели, операционная аналитика, стратегическое планирование и полные BPM-пакеты. Вторую позицию в последние годы занимали панели и операционная аналитика. Однако, по результатам нынешнего опроса, вслед за бюджетированием следует стратегическое планирование. Это может быть результатом поиска и внедрения BPM со стороны крупных предприятий. Приоритет, отдаваемый бюджетированию, позволяет с уверенностью сказать, что BI-производители, предлагающие лишь инструментальные панели, не могут быть отнесены к разряду поставщиков ПО для управления эффективностью.



Рис.2. Рейтинг наиболее популярных компонентов BPM

Рассмотрим еще один перспективный вопрос. Уже стало традицией каждый год упоминать возможности, которые появились у BPM-поставщиков недавно или должны выйти в ближайшее время. Пользователям предлагается высказать свое мнение и на этот счет. Таким образом, можно будет понять, в каком направлении двигается рынок. По мере того как все больше и больше пользователей внедряет ключевые BPM-компоненты, эксперты пытаются разобраться, чего же они будут искать в будущем. На сегодняшний день наиболее популярны анализ прибыли и повышение качества. Далее следуют прогнозная аналитика, а также управление рисками и соответствие нормативным требованиям.



Рис. 3. Наиболее популярные инновационные возможности

В целом, по результатам опроса, спрос на программное обеспечение BPM растет, поставщики расширяют свои возможности, а клиенты ищут пути их эффективного использования.

Публикации:

  1. Первые результаты исследования BPM Pulse Survey 2008 (First Results from the 2008 BPM Pulse Survey), Крейг Шифф (Craig Schiff), апрель 2008, http://www.dmreview.com/issues/2007_46/10001044-1.html;
  2. Непредвзятый взгляд на BPM поставщиков и тенденции (Beyond the Hype 2008 — An Unbiased Look at BPM Vendors and Trends), 2008 г.