Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Первые результаты опроса BPM Pulse Survey 2008

Компания BPM Partners представила результаты очередного ежегодного опроса
пользователей продуктов для управления эффективностью — BPM Pulse Survey 2008.
Рассматриваются цели и задачи внедрения проектов BPM, наиболее популярные
компоненты и функции. Кроме того, освещаются потенциальные изменения на рынке в
связи с консолидацией отрасли.

Ежегодный отраслевой опрос BPM Pulse Survey, проводимый компанией BPM Partners, отражает текущую ситуацию на рынке BPM — спрос на компоненты, рейтинг поставщиков, области применения продуктов и т.п. Рассмотрим некоторые результаты исследования 2008 года. (Аналогичный опрос за прошлый, 2007 год, представлен в статье «Результаты ежегодного отраслевого обзора BPM Pulse Survey 2007»).

На этот раз в опросе участвовало 740 респондентов из разных отраслей.

В первую очередь в опросе освещаются причины и цели, побуждающие компании внедрять программное обеспечение BPM. На представленной ниже диаграмме представлено мнение участников, большинство из которых (40%) в первую очередь стремится повысить эффективность работы, сократить общие затраты (38%), а также повысить качество операционного анализа, устранить ряд проблем и слабых мест.



Рис.1. Причины внедрения BPM

Очевидно, в этом году, как пользователи, так и поставщики хотят получить ответ на ряд вопросов, связанных с консолидацией рынка. Как отразилась новая структура отрасли на клиентах? Смогут ли бывшие специализированные BPM-поставщики, ныне вошедшие в состав крупных ERP-компаний, предлагать свою продукцию клиентам, которые не используют именно эти ERP-платформы? Не изменится ли рейтинг наиболее популярных BPM-компонентов в связи с возросшим числом клиентов из малого и среднего бизнеса? Наконец, в связи новым этапом развития технологии — BPM 2.0 (прогнозной аналитикой, операционным анализом, оптимизацией прибыльности, управлением рисками и соответствием нормативным требованиям), какие бизнес-функции наиболее важны для нынешних и потенциальных покупателей?

Большинство респондентов (48%) не смогло высказать конкретного мнения о влиянии консолидации отрасли: эти пользователи заняли выжидающую позицию. Далее, 41% участников дали положительные отзывы относительно крупных поставщиков с более полными продуктовыми предложениями. Меньшинство высказалось отрицательно, мотивируя свое недовольство спадом конкуренции и отсутствием разнообразия в выборе.

Лучший способ оценить реакцию рынка на ERP-поставщиков, поглотивших специализированных разработчиков, — рассмотреть вопрос: «У кого вы планируете приобретать BPM-решение?». В прежние годы предпочтение отдавалось поставщикам BPM-приложений (примерно 40%), а также разработчикам приложений и инструментов (также примерно 40%). Производители ERP- и BI-инструментов были в меньшинстве (только по 10% положительных отзывов на каждую группу). Однако ситуация, резко изменившаяся в 2007 году, повлекла за собой совсем иной разброс мнений.

На сегодняшний день 37% предпочитают средства от «своего» ERP-поставщика. Это связано с тем, что крупные компании существенно модернизировали свои предложения, и многие клиенты предпочитают именно их, а не специализированных BPM-разработчиков. 19% участников заинтересованы в приобретении программного обеспечения от «иного ERP-поставщика». Вот тут-то и появляется ответ на вопрос: «Будут ли компании, стандартизировавшиеся на платформе Oracle приобретать BPM от SAP и наоборот?». Похоже, что ответ положительный. Надо также отметить, что 28% респондентов по-прежнему ищут продукты специализированных BPM-компаний.

Один из важнейших вопросов звучит в исследовании каждый год: какие BPM-компоненты наиболее важны для клиентов? Бюджетирование всегда лидирует в списке, а финансовая консолидация традиционно завершала перечень. Причины очевидны. Бюджетирование — по-прежнему является слабым местом для большинства компаний и формирует своего рода фундамент для большинства систем управления эффективностью. К консолидации интереса гораздо меньше, потому что все ее существенные преимущества ощущается в крупных компаниях, где множество различных функций, причем распределенных географически.

Между этими двумя полюсами идет список других компонентов: инструментальные и оценочные панели, операционная аналитика, стратегическое планирование и полные BPM-пакеты. Вторую позицию в последние годы занимали панели и операционная аналитика. Однако, по результатам нынешнего опроса, вслед за бюджетированием следует стратегическое планирование. Это может быть результатом поиска и внедрения BPM со стороны крупных предприятий. Приоритет, отдаваемый бюджетированию, позволяет с уверенностью сказать, что BI-производители, предлагающие лишь инструментальные панели, не могут быть отнесены к разряду поставщиков ПО для управления эффективностью.



Рис.2. Рейтинг наиболее популярных компонентов BPM

Рассмотрим еще один перспективный вопрос. Уже стало традицией каждый год упоминать возможности, которые появились у BPM-поставщиков недавно или должны выйти в ближайшее время. Пользователям предлагается высказать свое мнение и на этот счет. Таким образом, можно будет понять, в каком направлении двигается рынок. По мере того как все больше и больше пользователей внедряет ключевые BPM-компоненты, эксперты пытаются разобраться, чего же они будут искать в будущем. На сегодняшний день наиболее популярны анализ прибыли и повышение качества. Далее следуют прогнозная аналитика, а также управление рисками и соответствие нормативным требованиям.



Рис. 3. Наиболее популярные инновационные возможности

В целом, по результатам опроса, спрос на программное обеспечение BPM растет, поставщики расширяют свои возможности, а клиенты ищут пути их эффективного использования.

Публикации:

  1. Первые результаты исследования BPM Pulse Survey 2008 (First Results from the 2008 BPM Pulse Survey), Крейг Шифф (Craig Schiff), апрель 2008, http://www.dmreview.com/issues/2007_46/10001044-1.html;
  2. Непредвзятый взгляд на BPM поставщиков и тенденции (Beyond the Hype 2008 — An Unbiased Look at BPM Vendors and Trends), 2008 г. 

Автор: По материалам зарубежных сайтов