Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BI-платформ. Мнение аналитиков

Материал освещает проведенное недавно компанией Gartner исследование рынка BI
по состоянию на начало 2008 года. Описываются текущая ситуация, факторы роста и
прогнозы экспертов.

Минувший год был очень богат на события. Важнейшие из них — были связаны с консолидацией отрасли (покупки компаниями Oracle, IBM и SAP специализированных поставщиков Hyperion, Cognos и Business Objects). Недавно аналитическая компания Gartner опубликовала результаты исследования рынка комплексных BI-платформ в 2007 году. Рассмотрим некоторые из них.

Текущая ситуация на рынке

Доминировавшие ранее специализированные поставщики уходят на второй план, что является очевидным последствием слияний и поглощений.

За прошлый год крупнейшие поставщики ПО увеличили свою долю рынка с одной четверти до двух третей. Таким образом, все исследования сводятся к тому, что BI-платформы будут представлены преимущественно в составе крупных пакетов. Решения об инвестициях в BI будут привязаны к стратегическому выбору поставщика и зависеть от взаимоотношений с разработчиками корпоративных приложений и платформ.

За тот же «сглаживающие факторы» — в том числе развитие BI-портфеля Microsoft, принятие технологии Web 2.0., рост проектов business intelligence с открытым кодом, дальнейшее распространение SaaS[1], — сделали BI-пакеты более доступными, чем раньше.

Многие производители продолжают развивать инновационную функциональность, предлагая интерактивную визуализацию, анализ в памяти (in memory analysis), инструментальные панели, работающие в реальном времени, разработку приложений с помощью визуальных инструментов поддержки (wizards), отчетность в форме электронных таблиц.

Применение неструктурированных данных

Современные BI-средства позволяют объединять неструктурированные данные с традиционными структурированными, чтобы обеспечить дополнительные возможности изучения тенденций и анализа сценариев «что-если». Например в розничной торговле сегодня используются данные центров обработки звонков и электронной переписки, которые существенно расширяют анализ клиентских сегментов. Можно, конечно, вручную обработать текст, но это требует больших усилий. BI позволяет проводить такие операции автоматически, так, чтобы все усилия свелись к принятию правильных решений на основе проведенного анализа, а не к просмотру и изучению разрозненной информации.

Использование альтернатив реляционным базам данных

РСУБД исходно проектировались для выполнения небольших транзакций, а не для огромных объемов данных и BI-запросов. С годами они адаптировались к новым условиям, однако у них есть ряд недостатков. Альтернативные модели все чаще используются в BI для устранения разрыва между структурированными и неструктурированными данными.

Стремительный рост количества измерений для поддержки будущего BI-анализа

Традиционная отчетность быстро теряет смысл, после того как в практику входит использование нескольких десятков измерений. Один из возможных подходов — «направленная аналитика» (guided analytics), где пользователи в интерактивном режиме объединяют и сопоставляют измерения. Еще одно направление — визуализация моделей, дающая пользователям наглядную картину больших матриц данных для выявления тенденций.

Факторы роста

Даже неизбежное изменение покупательского поведения, связанное с активными слияниями-поглощениями, не мешает делать некоторые прогнозы роста рынка. Среднегодовые темы роста составят за 5 лет (2006-2011) около 8,6%.

Несколько факторов указывают на повышение прибылей поставщиков BI-платформ:

  • руководители информационных отделов испытывают все более серьезное давление и вынуждены вкладывать средства в технологии, стимулирующие бизнес-преобразования и стратегические изменения. BI, в случае успешного решения, решает такие задачи, так как позволяет принимать грамотные решения, повышать операционную эффективность, что в свою очередь отражается на прибыли;
  • информация, полученная в результате использования корпоративных приложений, все расширяется. BI-платформы позволяют преобразовать эти сведения в ценные корпоративные ресурсы, и принимать лучшие решения;
  • принятие широкой BI-функциональности, выходящей за рамки традиционных запросов, отчетности и OLAP, использование оценочных и инструментальных панелей, визуализации. По мнению аналитиков, практически все инновации и рост возможны за счет технологий, упрощающих разработку и внедрение BI-приложений (таких как поиск, анализ в оперативной памяти (in memory analysis), SaaS и сервисно-ориентированная архитектура);
  • компании-клиенты меняют свой подход к BI, переходя от управляемых аналитически приложений до стратегически- и процессно-управляемых систем;
  • мелкие и средние организации становятся важным целевым рынком для BI-поставщиков. Некоторые производители модифицируют и расширяют свои продукты, цены и партнерские стратегии;
  • стандартизация инструментов становится движущим фактором роста, но с другой стороны замедляет цикл продаж по мере того, как организации рационализируют свой портфель инструментов;
  • продолжающийся рост компонентов управления эффективностью, особенно финансовых, и растущее преимущество аналитических приложений для нефинансовой сферы (например для CRM или управления поставками).

Подводя итоги, стоит упомянуть четыре наиболее значимых явления на рынке BI-платформ:

  1. Среди лидеров рынка осталось очень немного специализированных компаний. Большинство - крупные компании, поставщики платформ и IT-инфраструктуры.
  2. Активизировалась борьба компаний Microsoft и Oracle. Microsoft планомерно расширяет BI-функциональность, предлагает гибкую ценовую политику и интеграцию с другими своими продуктами (SQL Server, Performance Point), что особенно привлекательно для клиентов, стандартизирующихся на базе Microsoft. Компания Oracle существенно повысила свой статус в области BI за счет приобретения Hyperion.
  3. Потихоньку заявляют о себе и попадают в поле зрение исследовательских компаний поставщики решений с открытым кодом, но пока они еще не готовы конкурировать с платными платформами.
  4. Очевидно, что инвестиции в BI-рынок будут, при этом усилится и конкуренция, а, значит, могут быть предложены более гибкие ценовые схемы. В конечном то счете выиграют пользователи.

В любом случае, выбор поставщика должен основываться не только на высоком рейтинге, но в первую очередь на индивидуальных критериях клиента.

Публикации:

Магический квадрант для BI-платформ, 2008 (Gartner Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms, 2008), февраль 2008, Джеймс Ричардсон (James Richardson), Курт Шлегель (Kurt Schlegel), Бил Хостмэн (Bill Hostmann), Нейл МакМерчи (Neil McMurchy), http://mediaproducts.gartner.com/reprints/microsoft/vol7/article3/article3.html.



[1] Software as a Service — предоставление программного средства в качестве услуги

Автор: По материалам зарубежных сайтов