Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

2008 — год сближений

2007 год привнес массу изменений в область управления данными, одна из них - подчеркнутое стремление к сближению (convergence). Сближение бизнеса и информационных технологий, выравнивание технологий и приложений, согласованность действий бизнес партнеров, поставщиков — все эти темы активно обсуждались и претворялись в жизнь.

Наступающий год откроет новую эру «сближения». Если под согласованностью (alignment) понимается обеспечение такой среды, где различные компоненты объединены для одной цели и результата, то сближение подразумевает объединение дисциплин (сфер), где различные их возможности сводятся в единое решение.

Многие годы в IT-отрасли постоянно шло разделение по функциональным направлениям, в результате некоторые хорошо сочетающиеся области рассматривались как самостоятельные и независимые. Однако такая ситуация могла продолжаться лишь краткое время, в долгосрочной перспективе расхождение приводит к снижению окупаемости и потере выгодности.

Вероятно, в ближайший год во всех четырех нижеперечисленных областях будет наблюдаться сближение и объединение технологий.

Управление эффективностью бизнеса (BPM, Business performance management) и управление нормативно-справочной информацией (master data management, MDM). Формально они рассматриваются как совершенно разные области с различными методологиями, инструментами и методами внедрения. Однако, на практике это два основных направления, в которых можно рассматривать корпоративную стратегию управления информацией. Без ключевых показателей эффективности MDM превращается в банальную интеграцию данных, без MDM управление эффективностью не сможет обеспечить необходимого уровня влияния на производительность компании.

Слияние этих технологий станет одним из движущих факторов в отрасли в ближайшие пару лет. Оно будет и логическим (с точки зрения применения различных методов), и техническим (с точки зрения совместного функционирования разных средств).

В связи с консолидацией отрасли технический ландшафт меняется очень быстро. В прежней ситуации (до поглощения крупными компаниями специализированных BI-поставщиков) клиенту было нужно выбрать разработчика MDM и разработчика BPM, затем попытаться заставить эти продукты функционировать вместе. Программное обеспечение могло исходить и от одного поставщика, но не быть интегрированным, то есть архитектура среды оказывалась неконсолидированной. Ключом к техническому слиянию является слияние метаданных. В итоге интеграция компонентов и логического слоя ложилась в основном на клиента.

В консолидированной среде крупные поставщики заинтересованы в том, чтобы продукты могли совместно функционировать, а значит, интегрировались как логически, так и технически. За счет этого разработчику удается охватить более крупную часть рынка, а также разработать успешные корпоративные проекты. У специализированных BI-поставщиков не было достаточно средств для того, чтобы вложить их в исследования и разработки и добиться правильного совместного функционирования двух технологий. Зато сегодня крупные поставщики могут себе это позволить, и рынок от их деятельности выиграет.

Есть мнение, что при ограниченном круге поставщиков исследовательская инновационная деятельность заглохнет. Однако на практике, большие финансовые возможности и клиентская база стимулируют крупных производителей к тому, чтобы добиться грамотного сближения управления эффективностью и MDM, причем существенно быстрее и надежнее, нежели это смогли бы сделать мелкие разработчики.

Организации, стремящиеся к объединению MDM и BPM логически и технически, наверняка добьются конкурентных преимуществ и экономии средств за счет масштабов, которые не возможны при «фрагментированном» подходе. Можно провести аналогию, с Хранилищами данных, которые всегда поставлялись с ETL-инструментами и средствами отчетности. Так и сегодняшние BI решения будут включать средства управления эффективностью и MDM как основные и необходимые элементы.

В этой сфере сближение неизбежно и его надо принять.

ETL и передача сообщений. На практике ETL и передача сообщений являют собой два способа достижения одних и тех же результатов. Важно, чтобы эти технологии внедрялись и развивались согласно бизнес-требованиям, а не только потому, что есть достаточные технические возможности для их реализации.

Business intelligence (BI) платформы и BI приложения. Сегодня в BI-сфере проходят те же изменения, что на рынке ERP и CRM в 90-е годы. Вместо платформ клиенты требуют приложений, разработанных для определенных функциональных областей. Расхождения связаны в основном с вечным спором на тему «покупать или разрабатывать самостоятельно». И наиболее правильный ответ на этот вопрос «разрабатывать и покупать», сочетая готовые приложения с масштабируемыми платформами.

Структурированные и неструктурированные данные. Интеграция тех и других видов данных является одной из первоочередных задач бизнеса. Сегодня появляются и изобретаются все новые и новые показатели, которые дают ответ на вопрос «что» (доход, клиент и проч.). И наоборот, ответ на вопрос «почему» (упал доход, увеличилось число недовольных клиентов) часто прячется в огромных объемах неструктурированных данных. Ответы на вопросы можно получить только при объединении подходов к структурированным, неструктурированным и полуструктурированным данным.

Вне зависимости от того, достигла ли организация нужного уровня согласованности, она все равно неминуемо вступит в эру сближения. Этому будет способствовать «мета сближение» бизнеса и IT, а катализатором станет администрирование и управление изменениями (change management). Сегодня очевидно, что единственный способ систематизировать наслоения технических ресурсов — это структурированный и управляемый подход к управлению.

Этот подход выходит за рамки согласования и попадает в сферу совместного владения (shared ownership) и контроля. Администрирование, управление изменениями позволят сократить разрыв между бизнесом и IT.

В результате метасближения, ведущего к организационным изменениями, последуют различные технические объединения. Например, внедрение программы администрирования данных не приведет к разделению ключевых показателей эффективности и справочной информации. Наоборот, оно повлечет за собой слияние этих дисциплин. В конце концов, все бизнес-данные попадут в область администрирования и контроля.

И наоборот, если слияние ETL и передачи сообщений уже идет полным ходом, то оно только простимулирует дальнейшую необходимость в развитии корпоративного управления и администрирования. Вне зависимости от движения данных, все они попадают под единый контроль.

Еще один важный фактор — это два подхода к сближению — «сверху-вниз» или «снизу-вверх». Функциональные требования могут ускорить сближение BI-платформ и приложений. Однако долгосрочный успех обеспечивается в результате метасближения бизнеса и IT за счет управления и администрирования «сверху-вниз». В итоге в данном случае сближение «снизу-вверх» стимулирует объединение «снизу-вверх».

Каждая организация по-своему пройдет этот путь. В течение 2008 года мы будем наблюдать разные аспекты сближения и его влияние как на отдельные компании, так и на рынок в целом.

Публикации:

  1. 2008. Год сближений (2008: The Year of Convergence), январь 2008, Энтони Политано (Anthony Politano), http://www.bireview.com/bnews/10000737-1.html.