Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Максимизация эффективности бизнеса. Что необходимо для принятия лучших решений?

Управление эффективностью бизнеса достигло популярности и успеха в ключевых областях бюджетирования, консолидации, отчетности и инструментальных панелей. Однако эти базовые возможности сами по себе не дают всего диапазона потенциальных преимуществ BPM.

И если сегодня компании обладают достаточно богатыми финансовыми данными, которые позволяют получить единую картину функционирования организации, а также внедряют оптимальные процессы бюджетирования и планирования, то можно ли сказать, что в этой ситуация действительно принимаются грамотные решения? Да, эти решения основаны на достаточно точных данных, но лучшие ли выборки данных используются? Выбирают ли лица, принимающие решения, все ключевые элементы, имеющие максимальное значение? Рассматриваются ли всевозможные перспективы, необходимые для повышения эффективности в правильном контексте? Возможно нет. И вот тут и обнаруживается потенциал для дальнейшего развития BPM.

Существуют три основные сферы, которые помогут компаниям принять верные решения:

  • прогнозная аналитика;
  • анализ прибыльности; 
  • сравнение с отраслевыми показателями.

Все они обеспечивают новые перспективы в сфере управления эффективностью.

Прогнозная аналитика

Эта область развивается уже давно, но в последнее время интерес к ней особенно усилился. В  течение нескольких лет прогнозная аналитика являла собой либо рекламный трюк, за которым мало что стояло, либо сложную математическую модель, требовавшую участия опытных пользователей, не обладавшую явными возможностями повышения эффективности бизнеса. Теперь ситуация стала меняться. Некоторые поставщики используют такие термины как расширенное прогнозирования, которое позволяет донести до скептического бизнес-пользователя суть сложной математической схемы, стоящей за прогнозной аналитикой. Некоторые продукты дают возможность формулировки запросов на естественно языке. Например, «какие факторы могут повлиять на рост доходов компании?».

Основная цель состоит в том, чтобы прогнозировать и влиять на будущие результаты с  большей точностью. Чтобы ее добиться, анализ должен выявлять коренные причины событий, проводить экстраполяцию тенденций и учитывать влияние внешних факторов, таких как сезонные колебания и экономические условия. Задача (как для любой другой новой и популярной методики) состоит в том, чтобы отделить правду от вымысла. Тут встает вопрос о выборе продуктов, действительно обладающих наиболее полным объемом возможностей прогнозирования. Если поставщик самых лучших аналитических возможностей не является одновременно и поставщиком ключевой BPM-функциональности для данной компании, то возникают дополнительные интеграции.

Анализ прибыльности

Компании все больше пытаются повысить окупаемость своих вложений, и перед ними встает задача выявления наиболее прибыльных областей деятельности, продуктов и  клиентов. Очевидно все стремятся вкладывать свои ограниченные средства и ресурсы в проекты, дающие максимальную потенциальную прибыль. Если же необходимо сократить расходы, то организациям нужно отказываться от недостаточно эффективных компонентов бизнеса. Для принятия таких решений надо собирать информацию о всех доходах и расходах по каждому продукту, клиенту и виду деятельности. BPM, в свою очередь, может помочь в выполнении такого анализа, но и тут возникает проблема.

Чтобы четко разобраться в структуре расходов, связанных со всеми операциями относящимися к клиенту или продукту, нужно применять функционально-стоимостной анализ (ФСА). А это достаточно серьезное мероприятие для любой компании. Проще использовать продукт со встроенными ФСА-возможностями.

К счастью сегодня многие из лидирующих поставщиков включают в состав своих продуктов такие модули (часто за счет приобретения других специализированных в  этой области компаний, что, однако, ставит вопрос интеграции) или сотрудничают с поставщиком средств функционально-стоимостного анализа. Производители изменили свою ориентацию с классического метода ФСА (что подразумевает утомительный и долговременный процесс сбора подробных стоимостных данных) на максимизацию прибыли. И интерес к этой сфере со стороны бизнеса сразу же возрос.

Сравнение с отраслевыми показателями (External Benchmarking)

Чаще всего анализ эффективности с помощью BPM-системы являет собой анализ отклонений — сравнение фактических показателей с бюджетными. Конечно, очень важно увидеть как расходы, доходы и другие параметры соотносятся с исходным планом. Однако только этой информации еще не достаточно для определения того, как компания работает в сравнении с другими участниками рынка. Например если в бюджет закладывалась 12%-ая прибыль а  удалось добиться 13%-ой, то стоит ли так уж ликовать? Да, но только в том случае, если больше в этой отрасли не нашлось компании, которая добилась лучших показателей (например, 15% прибыли и выше).

Вот отсюда и берет начало сравнение с отраслевыми показателями. Компаниям действительно необходимо сверять свою эффективность с двумя параметрами: бюджетным и среднеотраслевым показателем. Сфера эта развивается очень медленно. Все соглашаются, что идея хорошая, но реализовать ее непросто. Нужно получить доступ к отраслевым данным, причем согласованным по формату с данными компаний. Кроме того, необходимо правильно отобразить их в своей BPM-системе.

Очень не многие производители ПО подобрали соответствующих поставщиков данных и  средства доступа и загрузки информации в свои BPM-системы. Однако если хотя бы некоторым компаниям удастся повысить эффективность за счет таких мероприятий, то и другие последуют за ними.