Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Интеграция клиентских данных. Этапы управления нормативно-справочной информацией

В материале рассматриваются основные направления развития средств интеграции
клиентских данных и их взаимосвязь с управлением нормативно-справочной
информацией.

Аналитическая консалтинговая организация CDI-Institute недавно провела исследование, посвященное основным тенденциям развития средств интеграции клиентских данных. Рассмотрим кратко его результаты.

Разработчики корпоративной архитектуры и руководители технических отделов интересуются происходящей консолидацией поставщиков на рынках средств интеграции клиентских данных (customer data integration — CDI) и управления нормативно-справочной информацией (master data management — MDM). Пытаясь добиться грамотного управления корпоративными данными, руководство задается вопросом: каковы ключевые особенности CDI-продуктов следующего поколения?

Управление нормативно-справочной информацией обеспечивает и поддерживает согласованное представление справочной информации компании, которое может распространяться в рамках целого диапазона прикладных систем.

MDM и CDI часто называют технологиями, хотя на практике они являются бизнес-приложениями. Их цель — обеспечить согласованное представление разрозненной информации. Это представление формируется на основе технологий и методов интеграции данных и может использоваться как в транзакционных, так и в аналитических приложениях. Фактически, применяемый метод зависит от прикладных требований, таких как «латентность» данных или необходимость обновлять или просто читать интегрированные данные. MDM и CDI привносят в интеграцию данных бизнес-семантику справочной информации, и ее связь с бизнес-направлением или отраслью. MDM- и CDI-склады данных могут служить источниками информации для Хранилищ данных.

Рассмотрим 12 основных этапов развития рынка CDI/MDM-средств на ближайшие годы.

1. Созревание рынка. Рынок CDI/MDM из начальной стадии перешел на этап «популярного направления», по мере того как 95% финансовых организаций, служб связи, а также фармацевтических и медицинских компаний стали активно склоняться к замене своих собственных наработок по CDI. В течение 2006—2007 годов CDI-решения для компаний средних размеров будут предлагаться на рынке не только поставщиками средств контроля качества данных, но и крупными производителями ПО. К 2008-му году рынок CDI-проектов (имеется в виду программное обеспечение и обслуживание) превысит 1 млрд. долларов.

2. Рыночный импульс. Продукты крупных поставщиков монополизируют основную часть рынка. Одновременно появится и некоторая ниша, которую займут hosted[1] -проекты, предложенные поставщиками-первооткрывателями в области CDI-MDM. И крупные, и специализированные поставщики будут предлагать СУБД для справочной клиентской информации. К 2008-му году каждый крупный производитель приложений и БД обеспечит либо собственную, либо OEM [2] CDI/MDM-функциональность.

3. Консолидация рынка. Крупные IT-производители продолжат свои маркетинговые мероприятия в направлении развития MDM-стратегии. Вероятно, им предстоит решать проблемы выбора архитектуры, технологии управления корпоративной эффективностью, метаданных, платформы. И если такие крупные компании будут доминировать на рынке CDI/MDM концентраторов (CDI-hub), то лучшие специализированные производители направят свои усилия на определенные отрасли, а также конкретные корпоративные приложения.

4. Бюджет/Квалификация. Средняя организация (штат которой составляет примерно 2 тыс. сотрудников) будет тратить на программные решения CDI/MDM примерно 1,2 млн. долл. и еще около 4 млн. на услуги системной интеграции. В течение 2006—2007 гг. недостаток квалифицированного персонала существенно повысит расходы на проекты, поскольку спрос на администраторов данных[3], архитекторов данных и прочих экспертов превзойдет предложение со стороны опытных специалистов. К 2008-му году рынок должен стабилизироваться, по мере того как сотрудники компаний получат надлежащую квалификацию для работы с программным продуктом.

5. Управление данными. Управление данными станет главной опорой крупных CDI/MDM-проектов, поскольку этот компонент находит все больший спрос. В течение 2006—2007 годов крупные системные интеграторы и узкоспециализированные поставщики CDI/MDM будут стремиться к развитию своих методологий. К 2008-му году должность администратора данных станет вполне привычной, по мере того как компании формализуют эту функцию, признавая информацию одним из главных корпоративных ресурсов.

6. MDM-сходимость. Взаимозависимость данных о клиентах и продуктах быстро приведет к расширению CDI-требований (то есть от «клиента» — к «продукту» — к «поставщику»). В течение 2006—2007 годов узкоспециализированные поставщики обеспечат связываемость множества концентраторов. А к 2008-му году компании, не разработавшие долгосрочных MDM-стратегий, рискуют, как это ни парадоксально, оказаться в ситуации обилия разрозненных MDM-продуктов.

7. Архитектура. В 2006—2007 годах компании перейдут от разработанных на заказ концентраторов к коммерческим CDI/MDM-решениям, в основном от крупных поставщиков. К 2007—08 проблема эффективности систем сохранится, поскольку группы, занимающиеся разработкой корпоративной инфраструктуры, колеблются между виртуальными, постоянными и сложными/гибридными концентраторами, применяя точечные решения, такие как ПО промежуточного уровня (EII ), которые способствуют сбалансированному разрешению проблем эффективности и «политических» сложностей. К 2008—09 году за счет отказа от «концентраторов данных» (data hubs) в пользу «концентраторов процессов/правил» (process/policy hubs) лидирующие предприятия и CDI/MDM-поставщики должны завершить переход от клиент-серверной к сервисно ориентированной архитектуре (SOA). Одновременно CDI/MDM-требования подвигнут поставщиков на разработку сложных концентраторов полного спектра (включающих поддержку для структурированной и неструктурированной информации, а также высокую масштабируемость).

8. Модели данных. В 2006—2007 году крупные CDI/MDM-поставщики будут как и прежде выделять существенные ресурсы на отраслевую ориентацию моделей данных, что заставит специализированных разработчиков остановиться на поддержке упрощенных моделей, при этом предлагая управление иерархиями B2B[4] и распределенные системы CDI/MDM.

В 2007—08 году сложное управление иерархиями станет основной задачей многих разработчиков, однако поддержка репозиториев метаданных, связывающих воедино множество источников, возникших в результате поглощений, существенно сократится. До 2006—09 года крупным поставщикам не удастся кардинально переделать свое ПО для обеспечения полной поддержки стратегической инфраструктуры приложения. Сегодня многие разработчики переходят от архитектуры, ориентированной на модели данных, к архитектуре, ориентированной на модели процессов.

9. Идентификация клиентов. В 2006—07 году средства повышения качества данных независимых поставщиков будут конкурировать с хорошо финансируемыми инструментами match/merge[5] и профилирования данных ( которые крупные поставщики интегрируют в свои CDI-MDM-проекты). К 2007—2008 году на рынке, ориентированном на средние компании, самостоятельные поставщики средств поддержки качества данных преобразуют свои продукты в концентраторы CDI, сохраняя при этом такую свою сильную сторону, как устранение ошибок в адресной информации. К 2008—09 году вероятностные алгоритмы согласования будут доминировать над детерминистическими моделями, несмотря на то, что наилучший результат обеспечивают гибридные решения.

10. Обеспечение нормативно-справочной информации. В течение 2006—07 гг.поставщики средств интеграции корпоративных приложений (Enterprise Application Integration — EAI), интеграции корпоративной информации (Enterprise Information Integration — EII) и извлечениz, преобразования и загрузки (Extract, Transform and Load — ETL) постараются либо стабилизировать свои продукты, либо объединиться с CDI/MDM-поставщиками, дополняя их функциональность за счет возможности концентраторов связывать информацию из множества различных источников с основными данными, находящимися в главном концентраторе.

К 2007—08 году эти разработчики добьются успеха, обеспечивая высокую производительность, а также возможности переналадки и публикации. Например, интегрированные/виртуальные CDI/MDM продукты будут все чаще называться «динамическими средствами интеграции клиентских данных». К 2008—09 году программное обеспечение промежуточного уровня (EAI/EII/ETL) будет полностью ассимилировано крупными CDI/MDM-поставщиками за счет слияний и поглощений.

11. Аналитика. В 2006—07 годах витрины данных по-прежнему будут служить в качестве «мостов» между операционными, историческими и аналитическими данными, связывая клиентскую информацию из различных каналов, направлений бизнеса и внутренних источников. К 2007—08 году развитие корпоративных Хранилищ и операционных складов данных для поддержки постоянных обновлений постепенно сотрет границы между аналитикой в реальном времени и динамическим агрегированием в CDI/MDM. К 2008—09 году встроенная аналитика в реальном времени на основе как транзакционных, так и исторических данных станет основными источником конкурентных преимуществ.

12. Бизнес-услуги/документооборот. В течение 2006—07 годов CDI/MDM поставщики опередят своих коллег в области управления бизнес-процессами (Business process management — BPM), обеспечивая регулирование документооборота для синхронизации источников данных интегрированного репозитория нормативно-справочной информации. К 2007—08 году крупные CDI/MDM поставщики будут бороться за обеспечение BPEL-совместимых (Business process execution language — язык выполнения бизнес процессов) документооборотов, тогда как специализирующиеся производители будут стремиться к скорейшему предложению CDI/MDM-возможностей на рынке.

Изучив описанные здесь тенденции, компании смогут грамотно выстроить свой курс в отношении IT-разработок на ближайшие 3—5 лет.



[1] Hosted solution — программный продукт, размещаемый на сервере компании-поставщика и предлагаемый компании-пользователю в аренду

[2] Original Equipment Manufacturer — производитель ПО (OEM-компания)

[3] Администратор данных (data steward): новый вид специалиста, отвечающего за полноту и качество данных, помещаемых в склад данных.

[4] Управление иерархиями B2B (взаимодействие бизнеса с бизнесом) — это специфическая функция среди ряда возможностей CDI. Такое управление подразумевает, что в концентраторе в виде единой иерархии представляются и согласуются: головной офис, отделы, подразделения, филиалы и бизнес-партнеры компании.

[5] Cопоставление файлов при слиянии (во время сортировки)

Автор: По материалам зарубежных сайтов