Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Значение основных тенденций Business Intelligence для производящих компаний

В начале нынешнего года мы писали о докладе компании Knightsbridge Solutions "Основные тенденции Business Intelligence 2006 г." (см. материал "Основные тенденции Business Intelligence 2006 г." в 50-м номере Журнала). Сегодня мы предлагаем читателям анализ того, какое значение имеет ряд этих тенденций для производящих компаний.

Технология Business Intelligence (BI) все больше набирает популярность. Согласно данным компании Gartner, Business Intelligence является главным технологическим приоритетом информационных директоров многих компаний. В прошлом году аналогичные данные были опубликованы в исследовании компаний Merrill Lynch и Forrester. По данным компании Forrester, Business Intelligence занимает ведущее место среди приложений, которые компании планируют приобрести в ближайшее время. Согласно результатам, полученным Merrill Lynch, Business Intelligence находится в тройке основных расходных приоритетов, как и годом ранее.

Хорошей новостью является тот факт, что в целом компании делают успехи в использовании Business Intelligence. В последнее время было проведено значительное количество исследований, направленных на выявление интересов главных информационных директоров различных компаний в области Business Intelligence. Из результатов этих исследований очевидно, что на уровне высшего руководства все большее распространение получают идеи о ценности и важности повышения качества и доступности корпоративных данных. Но хотя компании становятся все более опытными в области использования возможностей и подходов BI, им необходимо еще немало сделать, чтобы в полной степени реализовать потенциал своих данных. Предлагаем читателям анализ того, какое значение для производящих компаний имеют первые пять тенденций развития BI в 2006 г., названные в вышеупомянутом материале.

Тенденция №1: качество информации

Все больше организаций приходят к выводу, что качество информации - это краеугольный камень решения большинства наиболее сложных бизнес-проблем. Низкое качество информации затрудняет выполнение нормативных требований, снижает качество принимаемых решений и не способствует эффективной работе. Организации также все больше понимают, что для повышения качества информации недостаточно традиционных методов очистки и профилирования данных. Они должны быть дополнены методами управления данными, метаданными и нормативно-справочной информацией, методами сертификации и ревизуемости данных, а также их защиты. Соответственно, качество информации нельзя рассматривать только как проект или даже программу. Внимание к качеству должно стать "способом жизни". А это влечет организационные и процессные изменения.

Для производителей проблема качества информации актуальна во всех звеньях цепи поставок. Одна из причин этого - тот факт, что производители зависят от данных поставщиков, подрядчиков, оптовых и розничных торговцев и потребителей для эффективного поиска сырья, прогнозирования спроса, производства и маркетинга своей продукции. Производителям нечасто удается контролировать качество и формат таких внешних данных. Но с помощью последовательного повышения качества данных в цепи поставок производители могут существенно улучшить эффективность своей работы: повысить скорость и эффективность выработки продукции, расширить возможности проведения различных аналитических исследований по требованию, повысить эффективность работы торговых партнеров с помощью оперативной и точной информации о продуктах и ценах, лучше удовлетворять покупателей, используя своевременную и точную информацию о них. Для того чтобы контролировать выполнение программы по повышению качества информации, необходимо проводить постоянные измерения и оценки.

Тенденция №2: управление нормативно-справочной информацией

Энтузиазм, связанный с управлением нормативно-справочной информацией, стал особенно заметен в течение прошлого года. По прогнозам консалтинговой компании IDC (International Data Corporation), в течение следующих пяти лет этот рынок будет расти со впечатляющей скоростью около 14% в год. Нормативно-справочная информация - это данные, описывающие ключевые бизнес-компоненты организации: потребители, продукция и поставщики. Ее цель - обеспечение семантической однородности организационных и бизнес-процессов и упрощение интеграции данных и процессов.

Доя того чтобы оставаться конкурентоспособными, всем производящим компаниям приходится опираться на важные данные о своих поставщиках, партнерах, потребителях, продуктах и даже о конкурентах. К сожалению, эти значимые данные обычно управляются с помощью очень разрозненных, избыточных и часто внешних информационных систем. Сложности этой проблеме добавляет тот факт, что большинство основных производителей оперируют в мировом масштабе. Кроме того, такие компании в своем развитии обычно проходят через целый ряд слияний и приобретений. А это приводит к смешению разрозненных и избыточных данных. Пренебрежение решением для улаживания проблемы роста сложности и избыточности важных корпоративных данных может иметь значительные последствия для цепи начисления стоимости. Это может выражаться в задержке выхода продуктов на рынок, снижении производительности, повышении затрат на поставки и уменьшении удовлетворенности клиентов.

Начиная проект, связанный с управлением нормативно-справочной информацией, производителям следует иметь в виду, что проблема этой информации лежит не столько в технологической сфере, сколько в вовлечении бизнеса в данный процесс. Кроме того, управление этой информацией - не разовый процесс, а, скорее, постоянно функционирующая программа. Здесь важна ее постадийная реализация, а также выделение приоритетных проектов. Такой подход гарантирует быстрое получение ощутимых преимуществ.

Тенденция №3: управление данными

Управление данными - это бизнес-функция, которая устанавливает стратегические направления для проектов повышения качества информации, определяет стандарты и процессы и обеспечивает достижение целей, связанных с повышением качества информации. Основными элементами эффективной программы управления данными являются: политика и планирование, организация, стандарты, процессы и методы, мониторинг и взаимодействие. Без наличия эффективной функции управления данными попытки повышения качества информации обречены на провал.

Многие организации все еще рассматривают корпоративное управление информацией как технологическое решение, включающее Хранилища данных, возможности перемещения и преобразования данных с помощью программных средств извлечения, преобразования и загрузки (ETL) и инструменты представления данных на основе средств BI. Хотя эти технологии обычно являются частью общего решения по управлению информацией, последнее не будет успешным без общих организационных изменений, в том числе в области управления информацией и данными. Таким образом, в процесс должны быть вовлечены как бизнес-, так и IT-специалисты. Бизнес очень хорошо приспособлен для владения и управления данными организации. Бизнес-представители должны быть справедливо распределены между бизнес-подразделениями и отделами, чтобы обеспечивать политическую динамику. Полезно использовать стороннего консультанта для объективного посредничества в дискуссиях и поддержания нацеленности организации на главную цель обеспечения качества информации.

Производители в значительной степени зависят от сотрудничества между функциональными областями, составляющими цепь начисления стоимости. Кроме того, большинство компаний, входящих в список крупнейших корпораций журнала Fortune, оперируют в мировом масштабе. Эти обстоятельства затрудняют проектирование и внедрение качественной модели управления данными, но все-таки ее создание является абсолютно необходимым условием для успешного корпоративного управления информацией.

Тенденция №4: BI корпоративного масштаба

Движущей силой потребности многих организаций в средствах Business Intelligence корпоративного масштаба остается постоянная необходимость в интегральной картине данных из множества разрозненных источников. Необходимость интеграции данных диктуется выполнением нормативных требований, усиливающейся активностью в области слияния и поглощения компаний, связанной с ростом экономики, и все увеличивающейся потребностью высшего руководства в средствах мониторинга и анализа эффективности на глобальном корпоративном уровне. Создание средств Business Intelligence корпоративного масштаба требует существенных процессных и организационных изменений, а также надежной корпоративной стратегии и архитектуры Business Intelligence, направленных на решение задач и достижение целей как бизнеса, так и IT-специалистов.

Многие крупные глобальные производители имеют потребность и возрастающее желание создать корпоративную систему Business Intelligence. Ряд из них уже даже начали разрабатывать необходимые подходы и стратегию, но очень немногие реально преуспели в создании корпоративной системы BI. Проблема состоит в том, что большинство производителей пока лишь вынуждены доказывать своим руководителям необходимость создания такой системы для получения финансирования этих проектов и планирования ресурсов. В такой ситуации сторонникам корпоративной системы Business Intelligence следует сосредоточиться на разработке очень наглядных и доказательных бизнес-примеров, которые могут быть представлены высшему исполнительному и финансовому руководству для приобретения необходимой поддержки. К счастью, производители уже осознают, что Business Intelligence - это не просто еще один бизнес-проект, а подход, требующий продолжительных инвестиций и программ, направленных на повышение компетенции и создание необходимой организационной структуры и процессов для удержания завоеванных позиций в бизнесе.

Тенденция №5: выполнение нормативных и законодательных требований

Все больше компаний рассматривают решения BI как средство выполнения нормативных требований в корпоративном масштабе. Полноценная программа выполнения нормативных требований включает решение более глубоких проблем бизнеса и технологических проблем, среди которых можно назвать обеспечение качества информации и интеграцию данных. Поэтому существуют хорошие возможности использовать инвестиции в решения BI для поддержки программ выполнения нормативных требований.

Производящим компаниям приходится выполнять требования многих законодательных и нормативных актов, связанных с самыми разными областями: финансовой дисциплиной, налогами, охраной среды и т.д. Хотя среди производящих компаний необходимость выполнения нормативных требований не является движущей силой создания Хранилищ данных и систем BI (в отличие от других секторов экономики, таких как сфера финансовых услуг и здравоохранение), у них также существует возможность использовать проекты в области корпоративной информации для выполнения обязательных требований законодательства. В конце концов, это поможет производителям избежать существенных штрафов, негативного отношения средств массовой информации и даже судебного преследования высшего руководства.

Заключение

Все эти тенденции указывают на повышенное внимание к технологии Business Intelligence со стороны различных организаций, включая и производящие компании, причем на всех уровнях. Даже высшие руководители, входящие в совет директоров, поддерживают основные тенденции нынешнего года - обеспечение качества информации и корпоративных систем Business Intelligence. Это происходит потому, что они все больше осознают те преимущества, а также шансы снижения рисков, которые могут обеспечить подобные проекты при условии использования правильных принципов, подходов и методологии. Все это свидетельствует о том, что Business Intelligence завоевывает новые позиции.