Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Средства ВРМ: тенденции консолидации и их последствия

Современный рынок ВРМ характеризуется двумя на первый взгляд противоречивыми тенденциями. Число организаций, внедряющих системы управления эффективностью бизнеса (ВРМ), неуклонно растет, в то время как количество признанных поставщиков ВРМ сокращается. В предлагаемом материале анализируются причины современных тенденций консолидации в области ВРМ, а также последствия, которые данные тенденции могут иметь как для текущих пользователей ВРМ, так и для будущих покупателей этих систем.

За последние два года произошло достаточно много слияний с участием компаний, производящих программные средства ВРМ. Эта консолидация связана с двумя основными тенденциями. Первая - стремление поставщиков заполнить пробелы в своих продуктах или усилить уже существующие компоненты. Один из примеров данной тенденции - приобретение в 2005 г. канадской корпорации INEA, известного поставщика программных средств корпоративного планирования и прогнозирования, французской компанией Cartesis - крупнейшим производителем систем ВРМ. Cartesis является экспертом в области комплексной глобальной финансовой консолидации, что составляет один из основных элементов ВРМ. Но до недавнего времени у них не было отдельного модуля бюджетирования и планирования, что также представляет собой ключевой элемент ВРМ. Когда они, наконец, выпустили собственный модуль бюджетирования, то выяснилось, что компания вышла с первой версией такого продукта на рынок, где уже существует множество признанных аналогичных средств. Для того чтобы повысить свои шансы, компании требовался продукт для бюджетирования, уже прошедший через несколько версий и имеющий надежный набор функций. Этим требованиям удовлетворяли средства компании INEA. Таким образом, первая тенденция свидетельствует о формировании рынка комплексных и надежных пакетных средств ВРМ.

Вторая основная тенденция - это стремление поставщиков средств Business Intelligence (BI) внедриться на рынок продуктов ВРМ. Многие поставщики BI рассматривали управление эффективностью как возможность расширить использование инструментальных панелей. Хотя инструментальные и оценочные панели, разрабатываемые ими, и представляют один из ключевых элементов ВРМ, без наличия цельных систем консолидации и планирования для обработки данных, предназначающихся для анализа, система ВРМ является неполной. Большинство поставщиков BI сегодня осознают, что ВРМ представляет собой стратегический бизнес-проект, который способствует росту рынка BI, а также появлению новых специальных приложений ВРМ, пользующихся значительным спросом. По данным исследований, большинство покупателей ВРМ стараются приобрести пакетные приложения или пакетные средства и инструменты для расширения приложений.

Вышеназванные тенденции должны иметь определенные следствия как для нынешних пользователей ВРМ, так и для будущих покупателей этих средств. Для будущих покупателей это означает, что достаточно скоро, вероятно, появится возможность приобретать полный комплект компонентов ВРМ у одного поставщика, и данный пакет будет обеспечивать такие же разнообразные функциональные возможности, которые предлагают лучшие продукты в этом классе. Некоторая осторожность в оценках сроков вызвана тем, что многие компании после слияния сталкиваются с серьезными проблемами в обеспечении полной интеграции различных продуктов (это касается таких элементов, как пользовательские интерфейсы, а также данные и метаданные). Если компании в настоящий момент требуется только один модуль, например, планирование, то его уже можно приобретать у одного из таких поставщиков. В этом случае можно надеяться, что к моменту, когда компании понадобится добавить к нему дополнительные модули, поставщик справится со своими проблемами интеграции, хотя бы на первичном уровне.

Последствия для нынешних пользователей ВРМ несколько отличаются. Хотя после слияния с другой компанией поставщик окажется способен предложить более разнообразный выбор средств в будущем, те продукты, которыми уже пользуются потребители, могут подвергнуться существенным изменениям для интеграции со средствами вновь приобретенной компании. Кроме того, группа продаж или поддержки, с которой клиент уже установил рабочие отношения, может подвергнуться реорганизации, а часть сотрудников - уйти из компании. Но сам продукт вряд ли будет снят с производства. Такие слияния обычно осуществляются именно для дальнейшего развития продуктов, поэтому есть основания полагать, что после слияния уже существующие продукты будут существовать даже дольше, чем это предполагалось вначале.

Таким образом, консолидация на рынке ВРМ будет иметь положительные следствия для конечных потребителей в среднесрочной перспективе. Но в ближайшее время возможны некоторые проблемы, пока консолидированные организации будут адаптироваться к своим расширенным пакетам продуктов и осваиваться с новыми возможностями выросших коллективов.