Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Мегатренды BI

В материале, на основе публикаций авторитетного интернет-ресурса
Intelligent Enterprise,
освещаются современные тенденции развития средств BI

Предлагаемые материал продолжает тему о современных тенденциях в области Business Intelligence, начатую в предыдущей статье (см. материал "Пять измерений Business Intelligence"). В нем главным образом рассматриваются современные факторы, влияющие на развитие BI.

Анализ и развитие - это части бесконечной работы по поиску той информации, которая в умелых руках способна инспирировать принятие единственно верных решений, которые ведут к росту эффективности бизнеса, повышению покупательской приверженности и появлению устойчивого конкурентного преимущества. Превращение инструментов BI в широко доступный товар удешевляет эту технологию, а также способствует увеличению числа пользователей BI. Но процессы, лежащие в основе BI, не должны превращаться в товар, поскольку средние действия приводят к столь же усредненным результатам. Необходимость находить и использовать больше информации лучшего качества должна оставаться постоянным "двигателем" BI.

Избавление от изолированных информационных структур

Еще сравнительно недавно практически все данные, доступные для бизнес-анализа, централизованно хранились в специальных компьютерах. Пользователям иногда приходилось буквально упрашивать IT-отдел предоставить доступ к данным; обычно это осуществлялось в форме объемных пакетных отчетов. С распространением распределенных систем и персональных компьютеров электронные таблицы (возможно, самое грандиозное изобретение из прикладных программ) предоставили пользователям прямой доступ к данным, хотя и в ущерб их качеству.

Персональные электронные таблицы, а также витрины данных и инструменты BI индивидуальных отделов привели к созданию так называемых изолированных информационных структур (silos) - приложений и источников данных, созданных для конкретных бизнес-функций или отделов, причем без возможностей для интеграции. Основное назначение BI - применение соответствующих технологий для того, чтобы в центре управления эффективностью бизнеса находились отделы и бизнес-функции.

Например, банки стараются избавиться от изолированных структур, чтобы иметь единую картину залогов, депозитов, инвестиций и других продуктов и услуг. Банкам необходимы менеджеры отдельных сегментов, которые имеют цельное представление о клиентах и могут увидеть всю панораму продуктов, чтобы понять, как поступиться прибылью в одном месте, чтобы получить больший доход в другом.

При наличии системы BI в организации все работают на основе одних и тех же достоверных данных. Это является совершенно необходимым элементом для избавления от изолированных структур и поддержки организационных изменений. В результате менеджеры могут сразу реагировать на ситуацию и не тратить время на согласование данных друг с другом.

Без акцента на потребителей, в основе которого - интегрированные данные, системы управления отношениями с клиентами оказываются неэффективными. В том случае, когда данные о клиентах хранятся в отдельных изолированных структурах, качество обслуживания потребителей снижается. Если конкуренты уже используют интегрированные данные и системы, то у них может появиться более цельное представление о клиентах. А это, в свою очередь, приводит к потере наиболее выгодных потребителей.

Потребность в качественных данных

Требования законодательств заставляют бизнес-пользователей задумываться о качестве данных. Инструментальные и оценочные панели, предоставляющие некачественные данные, не просто неэффективны - они подрывают доверие между бизнес-пользователями и группами внедрения BI и Хранилищ данных. Таким образом, успех BI связан с интегрированностью данных. Поскольку от качества данных может зависеть корпоративная репутация, бизнес-пользователи сегодня поддерживают проекты, направленные на решение этой проблемы.

Большинство организаций используют несколько источников данных для получения исчерпывающего представления о потребителях, процессах, факторах риска и эффективности. Одна из проблем, существующих сегодня - зависимость администрации корпорации от данных, предоставляемых ей компаниями-клиентами. Поскольку еще не во всех отраслях существуют общепринятые стандарты, данные могут подаваться в разнообразных форматах. Поля данных и терминология отличаются от компании к компании. Таким образом, компании, получающей данные от своих клиентов, приходится тратить много времени и ресурсов для повышения качества этих данных.

Оперативная аналитика и решение проблем

В любой корпорации операции и процессы изобилуют различными помехами, которые способны разрушить самые тщательные планы и снизить эффективность бизнеса. Оперативная аналитика, в задачи которой входит обеспечение менеджеров и сотрудников информацией, необходимой для принятия ежедневных решений, может сыграть существенную роль в повышении эффективности бизнеса, если эта технология поможет им в решении ключевых задач. Программные пакеты BI должны интегрировать все виды деятельности и инструменты, которые пользователи применяют для разрешения проблемных ситуаций, в том числе программные средства управления проектами.

Безусловно, полезно, если руководители высшего звена имеют инструментальные панели, которые показывают, насколько реальные достижения соотносятся со стратегическими или финансовыми целями. Но не менее важно для текущей оперативной деятельности, чтобы рядовые сотрудники имели показатели, указывающие на проблемные места и демонстрирующие, как их устранение поможет бизнесу.

Более глубокая и практическая аналитика поддерживает спрос на BI

Успех BI зависит от того, насколько эти средства позволяют постоянно удовлетворять потребности в данных. Сотрудники начинают со статических отчетов, затем они учатся видеть связи и закономерности, хотят узнать больше и предпринять определенные действия на основе полученной информации.

Обеспечение более глубокой аналитики с меньшими затратами времени требует изменений в инфраструктуре BI. Один из будущих шагов для многих организаций - переход на 64-битную платформу, которая позволяет работать со сложными аналитическими запросами непосредственно в оперативной памяти. Развитие BI должно соответствовать растущим запросам пользователей.

Развитие технологии меняет BI

Компании хотят, чтобы BI представляла собой нечто большее, чем просто пакетное выполнение запросов и подготовка отчетности. Сегодня становится доступным создание Хранилищ данных и интеграционной инфраструктуры, особенно по мере развития федеративных систем интеграции корпоративной информации.

Хотя самые известные пакетные средства включают вышеназванные возможности, настоящие прорывы, как это часто бывает, осуществляются небольшими поставщиками со свежими подходами. В частности, сегодня все больше организаций хотят выполнять задачи, невозможные на основе 32-битной платформы, что требует от поставщиков перехода на 64-битную.

Показательный пример таких компаний - организации, занимающиеся финансовыми услугами. Им необходимо выполнять сложные анализы тенденций изменения на основе данных в режиме реального времени для разработки инвестиционных предложений. Готовые отчеты со статичными данными не могут удовлетворить этих потребностей, но существующее в настоящее время альтернативные подходы все еще остаются достаточно дорогими.

Данные датчиков и методы определения местоположения расширяют возможности Business Intelligence

Благодаря все расширяющемуся использованию XML, неструктурированная информация, в том числе изображения, электронные сообщения, формы и документы, вовлекается в бизнес-анализ. Многие поставщики инструментов BI дают потребителям возможность использовать неструктурированные данные в основном благодаря техническому сотрудничеству с разработчиками специальных аналитических возможностей, таких как поиск, "анализ текста" (text mining) и др.

Но поставщики BI медленно реагируют на все возрастающий интерес к использованию датчиков для получения информации, технологии радиочастотной идентификации (radio frequency identification, сокр. RFID) и методам определения местоположения (location technology)1, включающим картографические данные и данные географических информационных систем. Объемы данных из этих источников уже значительны и постоянно увеличиваются, но аналитические требования еще не сформировались настолько хорошо, чтобы поставщики BI могли вывести на рынок коммерческие инструменты. Пользователям приходится разрабатывать собственные аналитические средства или полагаться на услуги поставщиков.

Что касается методов определения местоположения (location technology) , то здесь ситуация несколько отличается. Некоторые компании уже используют эту технологию для управления и анализа клиентской базы и других оперативных данных. Компании грузовых автоперевозок и логистики применяют прогнозную аналитику для обработки данных определения, что позволяет повысить безопасность и улучшить управление активами. Факторы, связанные с розничными продажами, страхованием, энергосбережением и выполнением требований законодательства, способствуют интеграции аналитики данных определения с другими данными. При этом часто используются передовые методы визуализации данных.

По мере слияния вычислительной техники и средств связи данные становятся все менее статичными, поэтому инструменты BI также не должны стоять на месте.

Будущее продуктов BI

В заключение полезно обобщить шесть описанных выше тенденций. Первая, наиболее значительная характеристика современного состояния BI - это зрелость данных средств. Пока поставщики инструментов BI осуществляют консолидацию своих пакетов, чтобы удовлетворить наиболее насущные нужды пользователей, IT-специалисты занимаются теми инфраструктурными проблемами, которые наиболее важны для роста и успеха BI. Во-вторых, сейчас появляются новые технологии, которые могут помочь в создании действенной аналитики в режиме реального времени. Это позволит вовремя отреагировать на запросы пользователей, работающих над проблемами оперативной эффективности.

Наконец, упрощается работа со средствами BI. BI становится технологией, необходимой каждому, кто принимает бизнес-решения.

Business Intelligence - это не просто пакет программных инструментов. Это необходимая и постоянно расширяющаяся деятельность, направленная на доступ к данным, их анализ и осуществление необходимых действий для достижения поставленных бизнес-целей. Сегодня на рынке инструментов BI сокращается число поставщиков, но они предлагают комплексные пакеты, обеспечивающие основные функциональные возможности. Тем не менее, продолжающийся поиск новых способов получения информации с помощью данных приводит к появлению свежих, более мощных технологий и творческих подходов, позволяющих использовать информацию для улучшения бизнес-процессов и повышения эффективности бизнеса.

Основные тенденции процессов внедрения BI охватывают как инструментальные средства начальных этапов, так и внутреннюю инфраструктуру. В области инструментальных средств системы BI на основе браузеров и инструментальные панели меняют способ представления информации: от стандартных отчетов к показателям и KPI. При этом объектом пристального интереса являются электронные таблицы, поскольку поставщики BI конкурируют в сфере обеспечения максимально полной интеграции, чтобы нетехнические пользователи могли работать со всеми источниками данных. Специализированные инструменты визуализации данных вносят новые измерения в графический анализ.

В области внутренней инфраструктуры требования законодательств заставляют IT-специалистов уделять повышенное внимание качеству данных. Стратегические цели бизнеса вынуждают организации избавляться от изолированных информационных структур, чтобы инструменты корпоративных средств BI и управления эффективностью могли обеспечить единое представление о потребителях или других объектах интереса. Более совершенная инфраструктура снизит стоимость BI и позволит организациям вовремя получать необходимую информацию.


1 Под location technology понимаются современные методы определения местоположения объектов с помощью системы глобального позиционирования (global-positioning system, сокр. GPS) и последующей обработки полученной информации. См., например, статью Сета Граймза (Seth Grimes) Location, Location, Location (на англ.). (прим. переводчика).

Автор: По материалам зарубежных сайтов