Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Консолидация и выполнение требований законодательства - движущие силы роста Хранилищ данных

По мере того как стратегии компаний все больше определяются спросом, возрастает роль Хранилищ данных и средств Business Intelligence (BI), которые являются необходимыми элементами стратегии. В современной стремительно меняющейся рыночной обстановке наиболее успешными оказываются те компании, которые способны более оперативно предсказать тенденции рынка и новые возможности и быстрее отреагировать на них.

Для того чтобы быстро принимать значимые решения, компании ищут возможности для повышения точности и оперативности своей информации о рынках, потребителях и конкурентах. Поэтому для них очень важно, чтобы требуемая информация становилась доступной практически немедленно.

В США, в частности, потребность в оперативных и точных средствах BI резко возросла после принятия в 2002 г. закона о реформе государственного бухгалтерского учета и защите инвесторов (U.S. Public Accounting Reform and Investor Protection Act), известного как закон Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act). Ситуация также усложняется распространением многочисленных источников данных, что часто затрудняет понимание того, какие данные доступны и где они хранятся.

Предлагаемый материал представляет результаты исследования тенденций, связанных с ростом спроса на решения BI и Хранилища данных. Статистические данные, собранные в процессе исследования, подтверждают уже известные из практики примеры массового всплеска спроса на эти услуги за последние два года. Исследование проводилось западной компанией, его результаты были опубликованы на авторитетном интернет-ресурсе http://www.datawarehouse.com и, следовательно, заслуживают доверия и могут рассматриваться как индикатор тенденции.

За два года (2002-2004 гг.) количество проектов BI выросло в два раза, что означает ежегодный рост на 50%. Большинство из этих проектов составляли проектно-конструкторские работы, причем их ежегодный рост превышал 40%. Второе место занимают проекты поддержки с ежегодным ростом в 50%. Но наибольший рост демонстрировали стратегические проекты по Business Intelligence: их количество ежегодно возрастало более чем на 80%.

Из результатов исследования видно, что размер имеет значение для проектов, связанных с Business Intelligence и Хранилищами данных. Возрастающий интерес к BI и Хранилищам создает новые области для приложения сил IT-отделов, а также дополнительные нагрузки на инфраструктуру, бюджеты и собственно на Хранилища данных. Один из показателей этого - взрывообразный рост размеров Хранилищ. Согласно результатам исследования, ежегодный рост размеров Хранилищ (измеряемый как среднее количество отчетов, подготовленных с помощью одного Хранилища) составлял 400%; за два года среднее количество отчетов на одно Хранилище возросло в 16 раз.

Ежегодный рост числа Хранилищ емкостью в терабайт и более составлял более 150%. Среднее количество пользователей одного Хранилища за два года возросло на 40%.

Еще один аспект - увеличение числа предметных областей внутри Хранилищ. Как показало исследование, ежегодный рост числа Хранилищ, включающих более трех предметных областей, составил за последние два года 140%. Эта тенденция отражает увеличение сложности и степени зрелости решений BI по мере того, как в анализ включается все больше параметров.

Существуют показатели, которые еще более наглядно демонстрируют развитие Хранилищ данных и решений BI, чем число принятых проектов BI, количество пользователей и подготовленных отчетов или размер Хранилищ. Это все большее использование решений BI и Хранилищ данных как инструментов управления корпоративной стратегией и эффективностью.

До недавнего времени многие компании считали, что, подобно военной разведке, BI - это тоже оксюморон. Пока это мнение преобладало, компании очень неохотно инвестировали в решения и системы BI, рискуя таким образом оказаться позади своих конкурентов.

Но развитие высоко конкурентного глобального рынка в 21-м веке стало предметом пристального внимания исполнительных директоров, и наиболее дальновидные корпорации начали принимать и использовать эти решения и системы, чтобы добиться конкурентного преимущества. Влияние конкуренции лучше всего ощущалось по быстрому распространению BI среди бизнес-пользователей. В 2002 г. распространенность среди этой категории потребителей составляла всего 20%, а через два года, т.е. в 2004 г., - уже 40%.

Многие бизнес-пользователи обращаются к BI как к средству получения конкурентного преимущества. Ежегодный рост числа таких пользователей составлял 25%, что свидетельствует о возрастающей значимости BI и Хранилищ данных для них.

Но системы Business Intelligence уже далеко ушли от своей первоначальной роли внешнего инструмента для анализа деятельности конкурентов. Сегодня BI все больше становится центральным инструментом, необходимым бизнесу для подготовки многочисленных обязательных отчетов.

В 2002 г. только 4% пользователей инвестировали в средства обязательной отчетности. К 2004 г. их число увеличилось вдвое и продолжает расти. Это означает, что достигнута точка перегиба в спросе на средства обязательной отчетности.

По мере того как BI распространяется в организации, компании приходится упрощать эти инструменты и обучать сотрудников всех уровней, от руководителей среднего звена до членов правления, их использованию. Это осложняется тем, что с течением времени в организации увеличивается число автономных систем BI, и часто компания не может определить, какие данные в них находятся и где именно они хранятся. Поэтому актуальной задачей является упрощение связей внутри и между системами BI.

В настоящее время приоритетными становятся проекты по консолидации BI. В 2002 г. только 8% потребителей инвестировали в такую консолидацию, а к 2004 г. их количество увеличилось более чем вдвое и достигло 18%, т.е. ежегодный рост составлял 50%.

По данным опроса, проведенного известной исследовательской и консалтинговой фирмой The Economist Intelligence Unit, 75% из 125 респондентов - руководителей высшего ранга сказали, что консолидация автономных систем является стратегическим приоритетом для качественного улучшения принимаемых решений.

Анализ интересов потребителей во всех отраслях экономики Северной Америки и Европы (причем основное внимание уделялось компаниям, входящим в 1000 крупнейших мировых корпораций) показывает возрастающую необходимость в установлении связей между Business Intelligence и бизнес-результатами. Давление постоянно увеличивающихся затрат и необходимость выполнять требования к обязательной отчетности являются движущими силами растущего спроса на средства BI. Этот процесс требует изменений в IT-инфраструктуре, консолидации Хранилищ данных и управлении затратами. С точки зрения IT, проблема повышения качества Business Intelligence и бизнес-результатов осложняется наличием автономных систем, которые нуждаются в модернизации, а также консолидации или перемещении на новые платформы.

В настоящее время компании работают над стандартизацией Business Intelligence в пределах своих организаций. Все больше компаний делают акцент на качестве данных и осуществляют значительные вложения в соответствующие инструменты. Следующее поколение средств BI будет использоваться организациями, которые подходят к своим данным со стратегических позиций и эффективно используют их для принятия действенных стратегических бизнес-решений. Это та роль, которую системы Business Intelligence будут играть в будущем.