Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Web-сервисы: растущие опасения

Мнение аналитиков компании IDC о тенденциях на рынке Web-сервисов и
перспективах развития этой технологии.

"Информация для размышления": изолированная структура (silo) - модное техническое словечко, обозначающее любые неэффективные и дорогие элементы в несовместимом программном обеспечении. Изолированные структуры являются "мишенью" для Web-сервисов. Можно сказать, одно из предназначений Web-сервисов - разрешение проблемы изолированных структур. Так почему же за последние три года Web-сервисам так и не удалось реализовать эту задачу? Именно таким вопросом задались аналитики исследовательской компании IDC. В своей работе "Web-сервисы: растущие опасения" они предлагают свое видение проблемы, высказывают предположения о дальнейшей судьбе Web-сервисов. Однако, прежде чем познакомить читателя с их точкой зрения, будет нелишним привести "краткую историческую справку". Напомним, что практически три года назад Web-сервисы рассматривались как новое и перспективное направление информационных технологий. Тогда с ними были связаны большие надежды. Так, еще в марте 2002 года мы рассказывали о прогнозах консалтинговой компании The Stencil Group (более подробно см. "Рынок Web-служб: прогнозы The Stencil Group"). Ее сотрудники прогнозировали, что на рубеже 2004-2005 годов должна начаться третья и последняя фаза развития Web-сервисов - этап их активного использования. Однако, сегодня можно констатировать, что развитие Web-сервисов происходят с явной задержкой.

Аналитики IDC полагают, что существует достаточно много причин, почему ожидания в отношении Web-сервисов не оправдались, начиная от ограниченного практического опыта и заканчивая непроработанными технологиями и стандартами. Однако, главная причина, почему переход к архитектуре Web-сервисов так и не состоялся, заключается в высоких сопутствующих рисках и отсутствии убедительного обоснования оправданности затрат.

Как ни печально, но, по оценке IDC, организации по-прежнему находятся на самой ранней стадии признания и освоения Web-сервисов. Тем не менее, несмотря на затянувшийся старт, исследователи ожидают значительное повышение темпов роста на рынке программного обеспечения и услуг, относящихся к Web-сервисам, в период до 2008 года. Рост произойдет в первую очередь в более крупных организациях, затем на рынке среднего и более мелкого бизнеса. В частности, выяснилось, что организации, занимающиеся предоставлением финансовых услуг, и государственные учреждения, в которых установленные устаревшие программные продукты создают дополнительные интеграционные сложности, имеют больший опыт в области внедрения Web-сервисов по сравнению со своими коллегами из других вертикальных отраслей.

В настоящий момент компании, которые начали развертывание Web-сервисов, заняты простой интеграцией на уровне "приложение - приложение". Однако, со стратегической точки зрения более незначительная группа организаций рассматривает возможность применения композитных приложений. Дело в том, что использование Web-сервисов позволяет композитным приложениям динамически адаптироваться к изменяющимся бизнес-процессам и поэтому является очень привлекательным, однако широкому применению препятствует отсутствие инструментов, технологий и стандартов, которые только начинают появляться.

Как отмечают в IDC, при рассмотрении рисков при переходе на новую технологию, в частности на Web-сервисы, необходимо учитывать факторы, анализ которых, несмотря на то, что организации не могут на них повлиять, необходим, поскольку позволяет оценить их потенциальное воздействие. Ниже перечислены основные тенденции, учет которых может быть полезен компаниям, планирующим развертывание Web-сервисов.

  • Сложность и конкуренция стандартов. В IDC считают, что на самом деле "открытых" стандартов не существует. Органы стандартизации постоянно соревнуются друг с другом - причем в этой борьбе участвуют и сторонние организации. Так, поставщики, участвующие в работе того или комитета, занимающего разработкой спецификаций, придерживаются собственной корпоративной стратегии в отношении продуктов и сервисов и пытаются привнести свои планы и в деятельность комитета. Если же им это не удается, то они обращаются к внешнему конкурирующему стандарту. В IDC практически убеждены, что законы рынка потребуют объединения стандартов. Однако, в результате, появятся победители и проигравшие: победители будут разрабатывать стандарты с учетом своих сильных сторон, проигравшие - будут вынуждены сдать свои позиции и довольствоваться второстепенными ролями. Что касается сотрудников IT-отделов компаний, то им придется либо подождать, пока число сторонников любого стандарта не достигнет критической массы, либо иметь очень веские причины не дожидаться широкого признания стандарта (например, если его предполагается использовать внутри компании) и рискнуть внедрить стандарт на свой страх и риск.
  • Меняющаяся среда: наличие положительного практического опыта и знаний. Часто при введении стандартов требуется некоторая гибкость, необходимая для выполнения множества требований и ситуаций. В результате, однако, возникает многообразие реализаций, что приводит к проблемам, связанным с совместимостью. Именно поэтому с целью разрешения проблемы несовместимости различных реализаций стандартов Web-сервисов, в том числе SOAP и WSDL, была создана Организация по развитию возможности взаимодействия Web-сервисов (Web Services Interoperability Organization, сокр. WS-I). Тем не менее, по словам аналитиков IDC, потребуется еще достаточно много усилий по определению методик проектирования программных сред, опирающихся на сервисы, прежде чем организации смогут уйти от простого использования Web-сервисов по схеме "приложение - приложение".
  • Архитектуры REST и Web-сервисов. Достоинства похода REST (Representational State Transfer, Передача репрезентативного состояния), предложенного Роем Томасом Филдингом (Roy Thomas Fielding), позволяют рассматривать его как конкурирующую и дополнительную модель к опирающимся на SOAP и WSDL Web-сервисам. Если учесть число и сложность XML-стандартов Web-сервисов, предназначенных для решения таких задач, как управление бизнес-процессами и архитектуры безопасности, заявления "гуру" в области REST о преимуществах этого подхода выглядят небеспочвенными. REST (который также может использовать XML, но применяет команды HTTP GET, POST, PUT и DELETE вместо SOAP) становится все более популярным, поскольку обещает вернуть изначальную простоту Web-а.
  • Партнерские соглашения и консолидация. На новом рынке, а именно на том, что создается вокруг Web-сервисов, изначальное изобилие поставщиков неизбежно сокращается, приводя к укрупнения рынка. Так, приобретение корпорацией HP компании Trulogica и TalkingBlocks - незначительные примеры происходящей консолидации, итогом которой является улучшение решений, предлагаемых пользователям. Это тенденция продолжится - пользователи получат лучшие цены и интеграцию.
  • Альянс Sun-Microsoft (иначе известный как Java-.Net). Соглашение между Sun и Microsoft должно смягчить некоторые сложности, связанные с вопросами совместимости. Хотя обе компании поддерживают SOAP и WSDL, "нет пределов совершенствованию", например, требуется улучшение межплатформенной безопасности и производительности. Это "частичное перемирие" должно принести больше определенности в отношении согласованности/соблюдения стандартов и надежности/совместимости предлагаемых решений Web-сервисов в таких областях, как управление идентификацией.
  • Новые бизнес-модели. Интерактивные порталы, такие как Google, Amazon и eBay, начинают продвигать нерегламентированные вызываемые по требованию Web-сервисы. Поисковая служба Google, электронный магазин Amazon и интерактивный аукцион eBay предлагают доступ посредством SOAP/WSDL к своим основным сервисам, которые обычно предоставляются через их сайт. Это означает, что компании могут воспользоваться сервисом проверки орфографии Google, каталогом книг Amazon или возможностью ведения торгов на eBay в своих собственных приложениях. Хотя эти новые модели коренным образом изменят практику лицензирования и внедрения программных продуктов, они по прежнему "привязаны" к организациям, которые обладают серьезным опытом и знаниями в области Web-сервисов.

Как замечают в IDC, в области информационных технологий переход от одной технологии, архитектуры, процесса или подхода к другому, как правило, начинается медленно - чтобы избежать чрезмерного риска. Как только "ранним последователям" удается разрешить сложности и познакомить широкую аудиторию с новшеством, может произойти его массовое признание и освоение. Что же касается Web-сервисов, то в IDC полагают, что этот цикл повториться несколько раз - по мере того как будет расширяться функциональность Web-сервисов. Поэтому изолированные структуры будут сокращаться гораздо медленнее, чем изначально предполагалось, а опасения в отношении стандартов и технологии, даже для основной интеграции по уровне "приложение - приложение", по-прежнему сохранятся.

Автор: По материалам зарубежных сайтов