Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Как изменился рынок OLAP за прошедший год

Как известно, очень редко удается увидеть объективную, не зависимую от влияния поставщиков, статистически верную оценку того, что реально происходит на рынке Business Intelligence (BI). К счастью такие публикации есть, и особое место среди них, бесспорно, занимает обзор рынка OLAP (The OLAP Survey) от Найджела Пендса (Nigel Pendse) - автора знаменитого ресурса OLAP Report.

Сегодня мы хотели бы рассказать об очередном, уже четвертом по счету, обзоре (The OLAP Survey 4), подготовленном Найджела Пендса.

В ходе исследования было опрошено почти три тысячи респондентов из 48 стран мира, причем практически одна тысяча из них предоставила подробную информацию о своем опыте в области покупки и использования инструментов OLAP. Отличительная особенность данной работы состоит в том, что на этот раз к участию были привлечены жители германоговорящих стран, что придало ей действительно интернациональный характер.

Однако, пожалуй, наиболее значимым отличием является подробный анализ данных и тенденций, выявленных при проведении предыдущих опросов. Именно поэтому данный обзор можно считать наиболее исчерпывающим исследованием в области рынка Business Intelligence.

Результаты исследования: основные проблемы потребителей

Опрашиваемых попросили привести три наиболее серьезные проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться. Получившееся в результате множество было подвергнуто обработке - в результате, были выделены три основные категории проблем: связанные с человеческим фактором, с данными и с продуктом. Интересно, что на протяжении всех предыдущих исследований состав категорий не менялся (см. рис. 1):

  • наиболее серьезная проблема, связанная с человеческим фактором: корпоративная политика;
  • наиболее серьезная проблема, связанная с данными: качество данных;
  • наиболее серьезная проблема, связанная с продуктом: очень низкая производительность отчетов.


Рис. 1. Основные сложности, с которыми сталкивались участники обзора The OLAP Survey

Тем не менее, несмотря на внешне кажущуюся стабильность, произошло нечто замечательное. Как следует из рис. 1, негативный эффект от неудовлетворительного качества данных и непродуманной корпоративной политики идет на убыль. Да, они по-прежнему остаются существенным фактором, сдерживающим успешную реализацию проектов по внедрению и использованию инструментов OLAP, однако за эти четыре года произошли реальные улучшения. Вместе с тем, несмотря на усовершенствование аппаратных и программных средств, нарекания в связи с низкой производительностью запросов только усилились.

Если говорить о причинах произошедших изменений, то, вероятно, можно предположить, что наконец-то оправдались инвестиции в инструменты ETL, Хранилища данных и современные ERP-системы - в виде более чистых данных, предоставляемых для анализа. Однако, ослабление негативного влияния непродуманной корпоративной политики по большей части остается загадкой. Не исключено, что все дело в появившемся реалистичном взгляде на то, что осуществимо с помощью BI.


Человеческий фактор

Несмотря на смягчение политических проблем вопросы, относящиеся к человеческому фактору, в целом случаются даже более часто, чем технически сложные случаи. Вообще, человеческий фактор наиболее часто проявляет себя в средних по величине компаниях, хотя присутствие корпоративной политики наиболее сильно ощущается с ростом величины организации. Что заметно отличает более крупные организации - так это возможность согласовывать требования. Большие компании, вероятно, располагают более формальной методикой - несомненно, опирающейся на опыт прошлых проектов.

Качество данных

Удивительно, но сложности с данными не зависят от величины организации или ее месторасположения. Даже большие объемы данных не являются значимым фактором - так, респонденты, использующие небольшие приложения, выделяли объем данных в качестве проблемы не реже, чем те, кто обрабатывает самые большие объемы данных. Автор отчета приходит к выводу, что причина кроется не в программных продуктах, а в том, как они используются.

Производительность запросов

Как и в более ранних исследованиях, в качестве проблемы, связанной с продуктом, наиболее часто отмечалась неудовлетворительная производительность запросов, и как в прошлом, инструменты ROLAP вызвали больше нареканий по сравнению с продуктами MOLAP, которые используют "фирменные" оптимизированные базы данных - кубы. Данное наблюдение справедливо, даже если рассматриваются более значительные объемы данных, которые обычно обрабатываются с помощью ROLAP.

"Туманное" будущее

Год назад, представляя The OLAP Survey 3, Найджел Пендс особо отмечал сложности, с которыми сталкивались участники опроса, когда их просили спрогнозировать будущие внедрения. Примечательно, что эта тенденция сохранилась.

Стоит отдельно подчеркнуть, что все четыре исследования были в основном сфокусированы на настоящем или прошлом опыте и не касались будущих ожиданий - с небольшим исключением: респондентов спрашивали об их планах в отношении внедрений во внутрикорпоративной (intranet) и расширенной сетях (extranet). Сейчас, когда автор The OLAP Survey располагает данными за эти четыре года, он смог сопоставить ожидания и то, насколько они оправдались (см. рис. 2). Заметим, что это довольно редкая возможность, поскольку в прессе постоянно появляются публикации, содержащие прогнозы аналитиков, экспертов и самих опрашиваемых, однако наиболее ценным является анализ того, насколько близкими оказываются прогноз и действительность.



Рис. 2. Тенденции в области внедрения во внутрикорпоративных сетях (учитываются рабочие места, на которых Web-технологий внедрены хотя бы на 50%)

Как следует из рисунка 2, число реальных Web-внедрений значительного ниже, чем предполагалось. Даже если период прогнозирования составляет всего год, оценки количества внедрений оказались излишне оптимистичными (на 35%); хотя справедливости ради стоит отметить, что ошибки прогнозирования все же уменьшаются.

Размещение данных OLAP в расширенной сети - очень конкретная, четкая задача, которую легче запланировать, поскольку это неслучайное, сиюминутное решение. Кроме того, необходимо установить политику безопасности и техническую архитектуру, а также определить, кто получит доступ, и кто будет финансировать систему. Построение и тестирование такой системы, вероятно, занимает больше времени по сравнению с приложениями для внутрикорпоративной сети. Все это означает, что планы по размещение данных OLAP в экстранете должны рассматриваться и приниматься заблаговременно. Можно ли в связи с этим ожидать, что они будут более точными?

Как это неудивительно, но результат оказался удручающим (см. рис. 3) - реальное число внедрений едва ли увеличивается и равняется 15% от общего числа внедрений, хотя только год назад ожидалось, что это показатель составит 30%, а два года назад - 50%. Очевидно, многие респонденты были чрезмерно оптимистично настроены, говоря о темпах освоения Web-технологий и, в частности, расширенной сети. Это означает, что к прогнозам о повсеместном внедрении в экстранете в ближайшем будущем нужно подходить с изрядной долей осторожности - вероятно, поставщики, полагающиеся на эту технологию в своей стратегии роста, будут весьма разочарованы.



Рис. 3. Тенденции в области внедрения в расширенных сетях

В заключении, автор исследования отмечает, что несмотря на наличие рассмотренных выше проблем, в целом прогноз по отрасли на этот год положительный. Так, при реализации проектов по внедрению и использованию продуктов OLAP возникает меньше проблем, а отдача от них повышается. Кроме того, имеются свидетельства, что выбор продуктов становится все более обоснованным.