Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

BPM Standards Group продолжил работу над стандартами BPM

Рассказ о последней работе организации BPM Standards Group – о документе
”Отраслевая структура BPM“.

В конце сентября рабочая группа, занимающаяся разработкой стандартов BPM (BPM Standards Group), опубликовала рабочий вариант документа "Отраслевая структура BPM" (BPM Industry Framework Document), в котором определяются основные процессы, технологии и контент, необходимые для успешного внедрения BPM-решений.

Как отмечают авторы документа, его потенциальной аудиторией являются:

  • поставщики программного обеспечения, целью которых является максимальное удовлетворение требований рынка;
  • клиенты, оценивающие продукты поставщиков;
  • сотрудники IT-отделов компаний, в которых создаются программные системы;
  • консультанты, предоставляющие консалтинговые услуги клиентам.

Напомним, что первым результатом деятельности BPM Standards Group явилась разработка определения BPM. Данный документ является продолжением начатой работы. Остановимся более подробно на его основных положениях.

Члены BPM Standards Group считают, что для поддержки BPM используются различные технологии - "BPM не может быть представлено одной единственной технологией или решением". Что объединяет эти технологии воедино - так это их совместное использование при планировании корпоративных целей, отслеживании ключевых показателей эффективности (KPI) и обеспечении соответствующего реагирования на незапланированные изменения.

По мнению авторов документа, предпочтительной является архитектура, которая поддерживает информационные потоки, направляемые от операционных систем к системам планирования, а также между функциональными отделами организации. Рекомендуемая архитектура также должна реализовывать возможность реагирования на изменения генерируемых показателей - например, пересмотр планов, целей и оперативной деятельности. Предполагается, что данные, собираемые из различных источников, включая корпоративные системы, Хранилища данных и приложения MS Office, должны загружаться в витрину данных BPM, которая поддерживает и структурированные, и неструктурированные данные, а также позволяет выполнять анализ реляционных и многомерных данных.

Как отмечалось выше, в документе подробно рассматриваются базовые технологии, которые поддерживают четыре основных процесса BPM: разработка стратегии, планирование, мониторинг и анализ, принятие корректирующих действий, - а также ряд дополнительных технологий и аналитических приложений, которые используются для реализации других процессов и функций управления эффективностью. Стоит подчеркнуть, что, как и в случае с другим программными продуктами, данные технологии представлены в виде готовых пакетов приложений и/или настраиваемых решений, основанных на использовании компонентных объектов. Рассмотрим кратко эти основные процессы и характеристики поддерживающих их технологий.

Разработка стратегии

Технологии, которые позволяют руководству разрабатывать и раскрывать бизнес-стратегии, устанавливать основные показатели, влияющие на ценность, и определять показатели и предельные значения, необходимые для измерения эффективности бизнеса во времени.

Примером программных продуктов, поддерживающих данные технологии, могут служить средства, предназначенные для создания показателей (построители и библиотеки показателей, инструментальные панели); приложения для автоматизации процессов разработки корпоративной стратегии и ее соотнесения с базовыми KPI.

Планирование

С помощью технологий планирования менеджеры отделов и подразделений могут устанавливать цели, изобретать и моделировать сценарии планирования, разрабатывать процедуры и определять бюджеты для поддержки бизнес стратегии.

Примером программных продуктов, поддерживающих данные технологии, могут служить приложения, предназначенные для создания, сбора, консолидации, подготовки отчетности и управлением процессом планирования; средства для прогнозирования и планирования проектов и процессов.

Мониторинг и анализ

Технологии, которые позволяют сравнивать результаты деятельности отдельных сотрудников и целых отделов с соответствующими показателями (KPI), а также получить дополнительную информацию, необходимую для осуществления соответствующих действий.

Примером программных продуктов, поддерживающих данные технологии, могут служить средства, которые позволяют разрабатывать, создавать, редактировать и распространять отчеты о результатах деятельности; приложения, предназначенные для проведения многомерного анализа итоговых транзакционных данных и для их сравнения с плановыми показателями.

Отправка предупреждений и осуществление корректирующих действий

Технологии, которые автоматизируют процессы реагирования на возникающие проблемы или изменения и повышают своевременность корректирующих мероприятий.

Примером программных продуктов, поддерживающих данные технологии, могут служить приложения, предназначенные для создания и управления предупреждениями; средства для создания новых плановых показателей и/или изменения значений существующих.

В документе также рассматриваются дополнительные технологии, необходимые для выполнения других процессов и функций управления эффективностью. Действительно, любому BPM-решению требуется взаимодействовать с многими другими приложениями, которые поддерживают критически важные процессы, влияющие на успешность бизнеса. Эти приложения могут быть как транзакционными (например, продукты, предназначенные для автоматизации процессов обработки заказов, отгрузки товаров, обслуживания клиентов), так и аналитическими (анализ продаж, отгрузки, клиентов), или же представлять собой комбинацию этих двух типов (управление отношениями с клиентами - CRM, управление цепочками поставок - SCM).

Для того, чтобы реализовывать стратегию, BPM-решениям необходимо регулярно модернизировать или пересматривать модели, определяющие функционирование этих аналитических приложений. С другой стороны, показатели из этих приложений должны передаваться в BPM-решения. Таким образом, обеспечивается замкнутый процесс, который позволяет организациям гибко управлять своей деятельностью и заранее устранять проблемы - прежде чем они могут стать неконтролируемыми.

Авторы документа выделяют следующие дополнительные приложения: средства логистики, продукты для обнаружения случаев мошенничества, системы рейтинга заемщиков по их платежеспособности, операционные приложения (например, предназначенные для производства, финансов, человеческих ресурсов и др.), приложения для управления стоимостной цепочкой (например, CRM, SCM) и для управления системами.

Члены BPM Standards Group предлагают следующую модель инфраструктуры BPM:

A. Инфраструктура данных - средства интеграции данных и построения Хранилища данных:

  • Хранилища данных.
  • Реляционные базы данных.
  • Многомерные технологии/OLAP.
  • ETL-инструменты.
  • Приложения для обеспечения качества данных.
  • Программы для моделирования данных.

B. Аналитическая инфраструктура:

  • Инструменты подготовки отчетности.
  • Средства анализа.
  • Программы для интеграции с электронными таблицами и другими продуктами по обработке текстов.
  • Приложения data mining.
  • Инструментальные панели.
  • Мониторинг деятельности в реальном времени.

C. IT-инфраструктура:

  • Сервера, средства хранения, сети, операционные системы, межплатформенное программное обеспечение.
  • Программное обеспечение для управления системами - например, Unicenter / OpenView / Tivoli.
  • Программные средства для планирования пропускной способности и анализа производительности.
  • Моделирование работоспособности.
  • Мониторинг и анализ событий.

По оценке авторов документа, основными причинами начала проектов по реализации управления эффективностью является необходимость решения следующих задач:

  1. устранения несоответствия между методами управления и корпоративной стратегией;
  2. определение эффективной системы измерений исполнения задач и целей;
  3. построение системы, которая позволить улучшить процесс раскрытия бизнес-стратегий всем инвесторам компании.

В заключение члены BPM Standards Group отмечают, что реализация проектов по развертыванию технологии BPM является чрезвычайно непростой задачей, и для ее успешного решения рекомендуют обеспечить выполнение следующих условий:

  • Разработать цели для каждой этапе внедрения BPM.
  • Создать в компании стиль мышления в основе, которого лежит приверженность принципам финансового управления.
  • Раскрыть цели и задачи проекта по развертыванию BPM-решения.
  • Подготовить план, учитывающий различные сценарии/изменения в экономической ситуации - задействовать бизнес-моделирование.
  • Разработать программу материального стимулирования.
  • При планировании опираться на бизнес события/показатели, а не на акты и нормы, регулирующие финансовую деятельность.
  • Охватить все бизнес области - показатели должны быть определены для всей организации
  • Определить ответственность за планирование - использовать финансовые рычаги.
  • Привести в соответствие стратегические цели/планы с оперативными задачами/бюджетами.

Пожалуй, не менее ценной частью документа, чем его основные разделы, является приложение. В нем подробно рассматриваются бизнес-процессов для четырех бизнес-областей (финансы, клиенты, человеческие ресурсы, корпоративное управление), причем для каждого процесса приводятся примеры, показатели (метрики), входные и выходные данные, рекомендуемые методологии/успешный практический опыт. Например, для процесса "Финансовая консолидация и отчетность", который относится к бизнес-области "Финансы", в качестве методологии рекомендуется использовать XBRL, а в качестве выходных данных - данные в формате XBRL. Примером такого бизнес-процесса может служить подготовка квартальной и годовой отчетности, управленческая отчетность.

Автор: По материалам зарубежных сайтов