Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Максимизация эффективности работы компании: появление BPM стандартов

Образование организации, занимающейся разработкой стандартов - очень
серьезное событие. Если же эта организация будет создавать стандарты
определенного класса программных продуктов, то создание такого органа значимо
вдвойне, тем более, если речь идет об одном из самых "популярных" и
перспективных сегодня программных продуктах - BPM-системах (Business
Performance Management - управление эффективностью работы компании). Мы не
могли пройти мимо и не рассказать об этом знаменательном событии. На наш
взгляд, лучшим источником информации в данном случае может быть только
"свидетельство очевидца" - члена самой организации. Предлагаем вашему вниманию
рассказ Крейга Шиффа (Craig Schiff), ведущего аналитика консалтинговой компании
BPM Partners, "первопроходца" в области технологии BPM.

По мнению Крейга Шиффа, на сегодняшний день можно со всей уверенностью констатировать отсутствие каких-либо стандартов в области BPM. Ситуация осложняется не только тем, что нет единого мнения по поводу того, что же такое BPM, но еще и тем, как это называть. Так, недавно один из поставщиков программного обеспечения заявил о том, что в BPM-системы не надо включать возможности планирования. Очевидно, что подобное мнение глубоко ошибочно (как можно вообще говорить о какой-либо оценке эффективности, если нет возможности сравнить фактические показатели с планируемым результатом). На некоторых информационных Web-сайтах понятия "управление эффективностью работы" (Performance Management) и "управление процессами" (Process Management) зачастую выступают как синонимы, что, в свою очередь, приводит к смешению двух совершенно разных задач: автоматизации внутреннего документооборота и выбора оптимальных ключевых показателей эффективности для достижения максимальной эффективности (причиной этого является совпадение аббревиатур в английском языке - прим. перев.). В одном из журналов в двух статьях одно и то же понятие обозначалось разными аббревиатурами - BPM, СРМ (Corporate Performance Management, управление эффективностью корпорации) и ЕРМ (Enterprise Performance Management, управление эффективностью предприятия). В результате, как считает Крейг Шифф, отсутствие ясности в отношении этой технологии, столь быстро развивающейся, ощущается всеми - потребителями, поставщиками и даже компаниями, которые предлагают услуги по реализации BPM-решений.

Чем же чревато подобное отсутствие единых стандартов? Если говорить в целом, то компании, которые по своей наивности внедряют BPM без соблюдения развивающихся стандартов, подвергаются серьезному риску. Подобное несоблюдение того, что постепенно становится нормой на рынке, может привести к весьма неприятным последствиям. "Дело может дойти до того, что вы просто останетесь в стороне, и вам даже будет не к кому обратиться за помощью", - предупреждает Крейг Шифф. Та практика и подходы, которые сейчас формируются в компаниях, в будущем существенно упростят процесс наема сотрудников на работу: им будет проще понять используемую архитектуру BPM, так как с нечто подобным они уже сталкивались.

Осознание того, что данный класс продуктов еще не совсем сформировался не должно быть причиной, по которой следует отказываться от использования BPM, как средства повышения конкурентоспособности на рынке. Наоборот, технология BPM развивается быстро, хотя в данный момент она еще находится на начальной стадии, и ведущие компании уже умело используют возможности существующих BPM-продуктов. "Таким образом, применяя ВРМ технологию для осуществления грамотного управления проектами и понимания основных компонентов, процессов, методов и существующих практик внутри вашей компании, вы также сможете предпринимать действия, которые в долгосрочной перспективе приведут к положительному результату: создание единой финансовой структуры, управление, напрямую связанное со стратегией компании, и функционирование в режиме реального времени", - резюмирует ведущий аналитик BPM Partners.

За дело берутся "основные игроки" на рынке программного обеспечения

Когда ведущие компании и аналитики совместно разрабатывают стандарты и обмениваются опытом, это несомненно приведет к значительным результатам.

В конце марта 2004г. ряд поставщиков программного обеспечения и несколько аналитических компаний и организаций (IBM, SAP AG, Hyperion Solutions Corp., IDC, META Group, Applix, BPM Partners и The Data Warehousing Institute) объединились с целью создания BPM Standards Group (Группа стандартов BPM). Основной задачей данной группы является разработка стандартов BPM, которыми могут пользоваться как поставщики, разработчики, представители СМИ, так и конечные пользователи. Решающую роль сыграло то, что с самого начала в процесс разработки были включены крупнейшие поставщики программного обеспечения и консультанты, причем этот список постоянно расширяется. Такие компании, как Cognos, Geac, OutlookSoft, EDS и Unisys, также проявляют интерес к потенциальному партнерству.

В июле 2003г. была создана еще одна организация - Форум BPM, целью которого является рассмотрение данной технологии именно с точки зрения пользователя. Членами этой организации уже являются более 220 ведущих компаний (Fujitsu, General Electric, Hewlett Packard, JP Morgan Chase, ICN Pharmaceuticals, Safeway, Southwest Airlines и т.д.). Целью Форума BPM является оказание помощи организациям, стремящимся научиться управлять эффективностью своей деятельности.

Существует еще одна организация - BPM Implementation Alliance (BPMIA - Альянс по внедрению технологии BPM) - глобальная сеть экспертов по BPM, которые придерживаются единой методики и ориентированного на качество подхода к управлению эффективностью компании. По существу, эти люди входят в рабочую группу, которая помогает компаниям внедрять технологию BPM с самого начала до конца, независимо от отрасли, географического региона и набора производимых продуктов.

Разработка определения

Самая первая задача BPM Standards Group, которую поставили перед собой члены организации, состояла в разработке определения BPM. Они пришли к следующим выводам:

  • BPM - набор интегрированных, замкнутых аналитических и управленческих процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями, которые помогают осуществлять как финансовую, так и оперативную деятельность.
  • BPM позволяет руководству определять стратегические задачи, а затем управлять деятельностью компании в соответствии с этими стратегическими задачами.
  • Ключевые BPM процессы, в том числе финансовые, оперативного планирования, консолидации и отчетности, моделирования, анализа и мониторинга ключевых показателей эффективности, связаны с корпоративной стратегией.

Для того, чтобы конкретизировать данное понятие, BPM Standards Group создала три рабочих комитета по следующим направлениям: процессы, технология и содержание (content). Это решение членов консорциума приобретает все большую значимость, так как новые пользователи постоянно обращаются к технологии BPM. В отличие от самых первых пользователей данной технологии, которые были готовы пойти на определенный риск, связанный с внедрением любых инновационных концепций, пользователь BPM сегодня предпочитает знать, на что он идет, ему необходима более четкая структура. В будущем BPM Standards Group займется разработкой методических указаний по применению технологии для организаций, которые находятся на разных стадиях внедрения BPM.

Как справедливо замечает Крейг Шифф, несколько странным кажется практически полное единогласие по этому вопросу среди компаний-участников проекта, особенно учитывая то, что каждая из них стремится к превосходству в данной области. Видимо, в этом конкретном случае все же преобладал здравый смысл, а не коммерческий интерес.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что отсутствие стандартов, которыми можно было бы руководствоваться, привело к появлению определенного ажиотажа вокруг реализации концепции BPM в сфере разработки продукта, систем продаж, и внедрения новых технологий. Поэтому, выработка методических указаний по применению технологии - дело достаточно сложное. Также, большинство поставщиком программного обеспечения осознают ценность стандартов и не хотят оказаться в стороне. Управление эффективностью работы компаний и успех как конечный результат - эти понятия неразрывно связаны. Именно поэтому, деятельность BPM Standards Group, BPM Форум и BPM Implementation Alliance является исключительно важной не только для поставщиков, но и для конечных пользователей.

Автор: По материалам зарубежных сайтов