Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок продуктов Business Intelligence: оценки аналитиков

Пытаясь добиться максимально объективного освещения событий и явлений, мы решили не ограничиваться только одним анализом рынка продуктов Business Intelligence. В конце этого лета специалисты аналитической компании Gartner опубликовали результаты своего традиционного исследования "Магические квадранты" (Magic Quadrants), в ходе которого они определили рейтинги основных игроков Business Intelligence. Предлагаем вашему вниманию некоторые заключения аналитиков Gartner.

Из сопоставления с данными на начало этого года следует, что рынок продуктов Business Intelligence по-прежнему остается вялым, что существенно усложняет положение компаний, занимающихся разработкой BI-средств, поскольку в таких условиях получение прибыли возможно только за счет конкурентов. В результате усиливается конкуренция среди поставщиков корпоративных BI-пакетов (enterprise BI suites) и BI-платформ (BI platforms). Кроме того, потребители этих продуктов становятся более острожными в выборе BI-инструментов, уделяя повышенное внимание стабильности компании-поставщика. В итоге в выигрышном положении оказываются более крупнее, более известные производители программного обеспечения (ПО).

Согласно выводам специалистов Gartner, рынок корпоративных BI-пакетов и средств отчетности, более крупный и наиболее активный из рассматриваемых сегментов рынка (корпоративных BI-пакетов и BI-платформ), более подвержен влиянию со стороны консолидации.

Рынок корпоративных BI-пакетов

Так, Cognos усилил свое рыночное присутствие, выпустив ReportNet, новую среду разработки корпоративной отчетности. Помимо этого, рост доходов от продаж лицензий превысил средней показатель по рынку и продолжает увеличиваться, компания также демонстрирует превосходные результаты деятельности.

Покупка корпорацией Business Objects компании Crystal Decisions должна ухудшить степень эффективности функционирования первого, поскольку чревата как внутренними так внешними беспорядком и путаницей. Аналогичным образом это событие повлияет и на Crystal. В долгосрочной перспективе объединение линеек продуктов обоих поставщиков создаст благоприятные предпосылки для появления серьезного игрока в этом сегменте рынка. Однако, Business Objects должен остановится на едином наборе компонентов и инструментальных средств, а это непростая задача, для решения которой потребуется много времени.

Brio Software переживает не лучшие времена, несмотря на то, что многие вопросы, касающиеся качества продуктов, были разрешены с появлением версии 8. Некоторые пользователи находят сделку с Hyperion пугающей, этим объясняется падение в результатах деятельности компании.

Actuate, несмотря на усилия добавить в свои продукты больше BI-функциональности, запаздывает со своими инициативами и сталкивается с все увеличивающимся числом конкурентов, включая Cognos с ReportNet и Microsoft с обещанным Reporting Services в составе SQL-сервера.

В отличие от Actuate ряд поставщиков достиг определенных успехов, и это в первую очередь Informatica, Information Builders и MicroStrategy.

Informatica объявила о своем желании прекратить продавать приложения и вернуться к разработке средств интеграции и Business Intelligence. Выход PowerAnalyzer 4 можно расценить как улучшение производительности и практичности продукта, расширение его функциональности с поддержкой набора средств для разработки ПО.

Несколько лет назад Information Builders сделал разработку BI-инструментов приоритетным направлением деятельности. Компания упрочила свои позиции на рынке корпоративных BI-пакетов, впервые войдя в число лидеров. При создании WebFOCUS был задействован серьезный опыт в области разработки средств отчетности, а в пятой версии продукта, выпущенной в феврале этого года, появилось множество новых функциональных возможностей, в том числе улучшенные нерегламентированные запросы для тонкого клиента, доработанный OLAP-интерфейс и расширенная поддержка Excel.

MicroStrategy улучшил общий результат деятельности на фоне устойчивого роста доходов от продаж лицензий. Грядущее появление инструментального средства отчетности Gutenberg усилило рыночное присутствие компании.

Рынок BI-платформ

Возвращаясь к последним слияниям и поглощениям, можно констатировать, что они, похоже, не оказали на рынок BI-платформ сколь заметного воздействия.

И хотя низкая эффективность функционирования Hyperion Solution связана в первую очередь с покупкой Brio, данная сделка превращает Hyperion в поставщика корпоративных BI-пакетов. Ожидается, что функциональные возможности по построению запросов и формированию отчетности, полученные с приобретением Brio, улучшат базовую BI-платформу Hyperion.

В феврале этого года представители Microsoft объявили о намерении предложить в составе своей базы данных SQL-сервер новую BI-функциональность - Reporting Services, выход которой планируется на конец 2003 года. Yukon (кодовое название следующей редакции SQL-сервера) позиционируется как бета-версия, но дата выпуска готового продукта пока неизвестна.

Рыночное присутствие Oracle по-прежнему ограничено, а его BI-платформа поддерживается только частью сторонних поставщиков корпоративных BI-пакетов.

Crystal Decisions, по оценке Gartner, стал более известным на рынке - Crystal Analysis, объединенный с Crystal Enterprise 9, обеспечивает поддержку аналитики и поставляется вместе с набором средств для разработки ПО на .NET, COM и Java, предназначенным для интеграции функций отчетности и анализа с новыми приложениями.

Business Objects впервые появился в этой версии "Магических квадрантов" для BI-платформ. Поставщик продолжает расширять и улучшать архитектуру и набор средств для разработки ПО своего продукта Enterprise 6.

BI-платформы для ERP-систем

Несмотря на положительную тенденцию к интеграции BI-функциональности с ERP-системами (Enterprise Resource Planning, Системы планирования ресурсами предприятия), существует еще множество проблемных областей. Например, по мнению аналитиков Gartner, такие интегрированные пакеты в первую очередь предназначены для расширения и "комплектации" ERP-приложений, что принципиально отличается от типичной открытой BI-инфраструктуры, присутствующей в Хранилищах данных и BI-системах.

После бурного распространения Хранилища данных компании SAP (SAP Business Warehouse) - более 5 тыс. внедрений в различных странах мира - наступил период стабилизации. Хранилище данных PeopleSoft (PeopleSoft Enterprise Warehouse) оказало меньшее влияние на рынок - всего 230 инсталляций.

ProClarity по-прежнему демонстрирует отличные результаты деятельности на рынке BI-платформ - темпы роста доходов компании, в том числе и от продаж лицензий на ПО, выше среднего показателя. Благодаря мощному набору средств для разработки ПО, а также полному набору функций, представленных в интерфейсе прикладного программирования (API), компании удалось улучшить свои отношения с Microsoft. Так, ProClarity использует Analysis Services для своей OLAP-архитектуры.