Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

И снова о консолидации...

Продолжая разговор о текущей тенденции этого года - консолидации рынка продуктов Business Intelligence (BI), предлагаем вашему результаты выводы, к которым пришел обозреватель международной организации The Data Warehousing Institute (TDWI) Стивен Суойер (Stephen Swoyer), опрашивая аналитиков и IT-специалистов по поводу последних событиях в сфере Business Intelligence.

По его словам, эксперты в области Business Intelligence, похоже, стоически восприняли факты слияния и поглощений. Многие считают эти события неизбежным злом.

Так, Уэйн Лишмен (Wayne Leishman), технический архитектор группы интеграции приложений предприятий компании Canada Life, предоставляющей финансовые услуги, полагает, что "в определенных пределах консолидация необходима и полезна".

"Слишком много поставщиков делают одно и тоже, - продолжает он. - "Небольшим ребятам" трудно совладать с крупными игроками, которые уже известны на рынке и у кого есть деньги, чтобы "проглотить" своих конкурентов и пережить спад в экономике. Сейчас выживает сильнейший".

Специалисты исследовательской компании Meta Group полагают, что укрупнение рынка Business Intelligence продолжится - причина кроется в стремлении небольших и средних компаний укрепить свои позиции среди таких лидеров, как Business Objects и Cognos. Для поставщиков, борющихся за свое существование, как, например, для Sagent, компании, специализировавшей в разработке ETL-инструментов (приобретенной Group1 в апреле этого года), или Brio Software (купленной Hyperion Solutions в конце июля этого же года), такой поворот событий более чем желателен.

В подобных ситуациях эксперты в области Business Intelligence, как правило, снисходительны к потенциально возможным слияниям или поглощениям. "Я бы солгал, если бы сказал, что у меня не было сомнений в отношении Brio, но то, что эту компанию приобрел Hyperion, успокоило меня, - рассказывает специалист IT-отдела одной фирмы, предоставляющей финансовые услуги, в которой для создания отчетов используются инструменты Brio. - Теперь я уверен, что у продуктов Brio есть будущее, и, по крайней мере, нас не снимут с поддержки".

Его коллега из Canada Life соглашается с ним: "Для многих компаний приобретение может быть полезно, особенно если они пытаются быть замеченными но фоне других поставщиков. Большинство из них предлагает отличные продукты, и поэтому поглощение для них - шанс продолжить работу над продуктом и сделать его известным".

Для многих пользователей недавняя попытка Oracle приобрести контрольный пакет акций Peoplesoft раскрыла "темную сторону всеобщего увлечения слияниями" - приобретения, которое противоречит принципах свободной конкуренции. Oracle обвиняют в том, что за его стремлением купить Peoplesoft скрывалось желание испортить отношения Peoplesoft со своими клиентами, то есть уничтожить сильного конкурента.

"Все сводится к тому, пытаются ли они купить продукт другой компании или ее клиентов? Мне довелось столкнуться и с тем, и с другим, - делится своим опытом IT-специалист одной компании, предоставляющей услуги по расчету зарплат и учету кадров, в которой для создания отчетов используются инструменты Crystal. На вопрос об его отношении к приобретению корпорацией Business Object компании Crystal Decisions он признался, что испытывает беспокойство по поводу этой сделки. - Интересно будут ли они разрабатывать продукты Crystal, или же они купили Crystal, просто чтобы устранить конкурента?"

По крайней мере уже одна консалтинговая фирма - Meta Group - посоветовала своим клиентам приготовиться к неминуемому - к стандартизации продуктов по платформе одного из ведущих поставщиков BI-рынка. Смысл этого предложения - инвестировать средства в решения одного производителя, поскольку в настоящий момент наблюдается тенденция к расширению поставщиками состава своих продуктов. Согласно утверждению специалистов Meta Group, по завершении периода слияний, на рынке останется всего несколько компаний, и они смогут удовлетворить потребности клиентов на 95%.

Эксперты в области Business Intelligence, мнение которых приводилось выше, частично не согласны с вывода аналитиков. По их словам, небольшие компании, а также поставщики, предлагающие узкоспециализированные решения, являются отличной альтернативой гигантам "компьютерной отрасли". Однако, после окончательного раздела рынка "воротилами" Business Intelligence, у этих компаний будет все меньше шансов выжить.

"Мое мнение касательно выбора того или иного программного обеспечения сильно зависело бы от того, где я работал: в крупной или небольшой компании, - объясняет Уэйн Лишмен. - Если я руководитель маленькой фирмы, я бы не стал выбрасывать деньги за продукт от известного поставщика. Если бы я работал на большую корпорацию, то я вероятно предпочел бы финансово надежного поставщика, лидера в своем сегменте рынка".

Участники этого обзора также высказали серьезные опасения в отношении еще одного феномена - небольшие или средние компании пытается, так сказать, плыть против течения, пытаясь противопоставить себя ведущим BI-поставщикам. "Мне кажется, что эти компании будут из кожи вон лезть, чтобы их приобрели или поглотили, - замечает IT-специалист фирмы, предоставляющей финансовые услуги. - Сейчас дела у них идут неплохо, но в конце концов они могут оказаться в очень опасной ситуации - и тогда им действительно придется искать "спасения" у более крупных конкурентов".

Забавно, но аналитики Meta Group также высказали предположение, что средним компаниям, как SPSS и Information Builder, и даже SAS Institute, доходы которого в 2002 году составили 1,1 млрд. долларов, следует приготовиться к решительным действиям, если они желают превратиться в основных игроков и сохраниться свою независимость.