Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Текущие тенденции в области Business Intelligence

Какому сегменту рынка программного обеспечения удалось значительно продвинутся вперед за годы экономического спада, а также остаться отправной точкой для возникновения новых разработок в последующие годы? По мнению специалистов аналитической компании Ovum, это ничто иное как рынок Business Intelligence (BI), "технологий и процессов для интеграции, управления, анализа и распространения информации, необходимой для поддержки процесса принятия решения".

По образному выражению руководителя отдела исследований компании Эрика Вудса (Eric Woods), после взлета и падения интернет-компаний, а также ряда невообразимых внедрений CRM-систем, средства Business Intelligence помогают многим компаниям "опуститься на грешную землю", предлагая "ортодоксальный", или предполагающий возврат к основным принципам, подход. "Основная причина возрождения интереса к Business Intelligence кроится в падении экономической активности, - отмечает он. - Сегодня имеется только одна весомая причина, почему компания уделяют такое внимание собственным информационным ресурсам - необходимость выжить".

По его словам, в 90-х годах многие компании сделали значительные капиталовложения в Хранилища данных, но, похоже, недооценивают их возможности. "Более того, в настоящий момент руководство компаний задается вопросом об инвестировании в CRM-системы, - продолжает он. - Они понимают, что эти приложения очень удобны для отслеживания заказов, но не для создания нового бизнеса или определения причины, почему существующий бизнес неудачен".

Кроме того, с учетом стремительно меняющихся бизнес-реалий руководству организаций необходим гораздо более быстрый доступ к информации о состоянии бизнеса. А это, по мнению Эрика Вудса, подчеркивает значимость информации "в реальном времени" и способствует развитию концепции "предприятия в реальном времени".

Помимо этого, возникает спрос на решения, внедрение которых становится более легким и быстрым процессом, которые способны продемонстрировать более высокий возврат инвестиций (ROI). "Поставщики берут на вооружение комплексные стратегии, - замечает аналитик Ovum, имея в виду недавние поглощения и слияния на рынке Business Intelligence. - Они движутся к интегрированным платформам, на базе которых могут быть предложены различные приложения".

"Идея пакетов приложений ненова, но эти продукты предназначались лишь для некоторых областей и возродили старую как мир проблему разрозненности информационных источников, - добавляет он. - Сегодня мы видим объединение достоинств этих двух подходов - гибкости и скорости развертывания, обеспечиваемого пакетами приложений, и связанности и интегрированности данных, присущих платформам".

"Концепция платформ позволяет BI-поставщикам реализовать одну из важнейших задач - расширить пользовательскую аудиторию этих инструментов, - поясняет он. - В настоящий момент пользователи располагают рядом несвязанных инструментов. Они пытаются рационализировать этот неуправляемый набор систем - в некоторых организациях может оказаться два-три инструмента для каждого уровня функциональности".

Эрик Вудс также обращает внимание на еще одну важную, и извечную, проблему - качество данных. "Это одна из самых серьезных проблем этой отрасли", - считает он. Еще один неприятный момент, по его оценке, это наличие культурных и организационных факторов, препятствующих эффективному применению BI-технологий. "Предстоит долгий путь, прежде чем мы сможем утверждать, что умеем обращаться с информацией, - утверждает он. - Мы ускорили процесс анализа и доставки информации, но если в организации не могут адекватно реагировать в процессе принятия решения - использование BI-систем бессмысленно".

В ходе исследования рынка Business Intelligence аналитик Ovum также выявил некоторые интересные тенденции и сделал важные заключения:

  • К 2006 году рынок Business Intelligence увеличится до 4,7 млрд. долларов.
  • Business Intelligence превращается в инструмент для более широкого круга пользователей - не только руководителей и бизнес-аналитиков.
  • Объединение оперативного Business Intelligence с CRM-системами в "реальном времени" - злободневная тема; причем, предполагается, что первым поколением таких продуктов будет Web-аналитика.
  • Ожидается, что Web-сервисы сделают возможным интегрированный доступ к содержимому базовых BI-приложений, а также обеспечат удаленный доступ.
  • Некоторые приложения будут расширены возможностью беспроводной (мобильной) BI-функциональности.