- 28 июля 2003 г.
Oracle и PeopleSoft: некоторые оценки и прогнозы
Полемика мнений о недавней попытке Oracle поглотить PeopleSoft.
Вряд ли найдется кто-нибудь, будь-то человек, имеющий самое отдаленное отношение к миру IT, кто не слышал бы о недавней попытке корпорации Oracle поглотить компанию PeopleSoft. Поскольку этот шаг Oracle достаточно широко освещался в "электронных средствах информации", не будем повторять перипетию событий. На наш взгляд, читателю будет гораздо интереснее познакомиться с оценками аналитиков, увидеть общие тенденции развития бизнеса рынка информационных технологий.
С весьма негативной оценкой инициативы Oracle выступил журналист популярной информационной сети VNU Мартин Батлер (Martin Butler) - он полагает, что конечный пользователь практически лишается возможности выбора. Так, если еще четыре года назад на рынке ERP-систем "царствовали" три поставщика: SAP, PeopleSoft и Baan, в случае покупки PeopleSoft останется только SAP.
Хотя принципиально дело не только в этом сегменте рынка - как продолжает Мартин Батлер, "мы привыкли к тому, что небольшие компании, как правило, скупаются серьезными игроками, если первые разработали перспективную технологию; фактически, это основная задача большинства IT-поставщиков - появится на рынке с интересным предложением и удачно влиться в крупную компанию. Слиянием более крупных компаний сейчас тоже мало кого удивишь, но последняя инициатива Oracle, возможно, символизирует начало новой волны поглощений".
Эта практика может привести к довольно неприятным последствиям - например, при выборе программного продукта придется оценивать риск, связанный с тем, что поставщик может просто исчезнуть с рынка. А это в свою очередь, чревато тем, что предпочтение будет отдаваться продуктам, не лучшем с точки зрения предоставляемой технологии, а более "безопасным".
С не менее интересной интерпретацией происходящего выступил целый ряд аналитиков, по их мнению шаг Oracle может быть расценен как наличие панических настроений в стане самого Oracle. "Очевидно, Oracle не столь успешен, как должен был бы быть, и на столько, на сколько желает его руководство", - говорит аналитик AMR Research Джим Шеферд (Jim Shepherd).
Дело в том, что Oracle имеет определенные проблемы с тем, как его воспринимают на рынке. "Клиенты видят в Oracle поставщика баз данных, а не компанию, предлагающую приложения. Основная причина заключается в том, что на протяжении многих лет в корпорации для продажи приложений пытались использовать менеджеров, занимающихся базами данных, и весьма безуспешно", - добавляет Джим Шеферд.
Так, для совершения сделки по продаже базы данных Oracle требуется от одной до двух недель. Для сравнения - контракт на поставку ERP-системы может занять от шести до девяти месяцев - как говорится комментарии излишни.
Поэтому ни для кого не секрет, что Oracle "страстно желает" усилить свое присутствие на рынке приложений, который должен принести в этом году более чем 2.5 миллиарда долларов. И хотя недавний экономический спад отрицательно сказался на его конкурентах: SAP, PeopleSoft и Siebel - со собственными приложениями у Oracle дела идут еще хуже - в период между 2001 и 2002 годами спад составил 23%.
"За этим предложением Oracle кроется попытка руководства компании найти новое пространство для роста, что-нибудь, что можно было бы использовать в качестве основы для будущего развития, поскольку сейчас наблюдается снижение уровня продаж баз данных. А продажи баз данных привязаны к продажам приложений. Таким образом, приобретение клиентской базы PeopleSoft означает получение потенциальных покупателей баз данных", - поясняет аналитик Forrester Research Лори Орлов (Laurie Orlov).
Наконец, как отмечает бывший руководитель подразделения, занимающегося бизнес-приложениями Oracle, Джордж Коч (George Koch), с тех пор как компания вышла на рынок приложений, ее постоянно преследовали проблемы с качеством программных продуктов. "Когда я пришел в Oracle, в компании были две основные проблемы: клиенты, недовольные низким качеством приложений, и ошибки в программах", - вспоминает он.
Но даже если Oracle преуспеет в приобретении PeopleSoft, ему предстоит еще одна неизбежная битва и на этот раз с хорошо известным соперником: с Microsoft.
Последний за последние несколько лет предпринял значительные усилия по построению собственного подразделения, занимающегося бизнес-приложениями, поглотив американскую компанию Great Plains Software и европейскую Navision. И хотя доходы этого подразделения Microsoft в пять раз меньше, чем у их коллег из Oracle, Microsoft планирует инвестировать в следующем году более 2 миллиардов долларов, чтобы превратить свое направление Business Solutions в признанного игрока на рынке.
Что же касается баз данных, то Microsoft, IBM и поставщики продуктов с отрытым исходным кодом также начинают теснить Oracle на рынке недорогих систем. Поэтому PeopleSoft и важен для Oracle: он мог бы "подарить" Oracle значительную часть "лакомого" рынка средних компаний, являющегося перспективной областью для развития бизнес-приложений. "Попытка купить PeopleSoft - это прежде всего стремление приобрести клиентов и эту часть рынка", - заявляет аналитик IDC Генри Моррис (Henry Morris).
Если учесть неустойчивую экономическую ситуацию, данная "агрессивная политика" более чем понятна и обоснована - особенно для компании, такой как Oracle, которая привыкла к верным клиентам.
"Если вы заполучили клиента, он, по всей вероятности, останется ваш клиентом на протяжении последующих 15-20 лет, - говорит Джим Шеферд. - Вы сможете продавать ему услуги, поддержку и дополнительные продукты. Это источник постоянных доходов на многие последующие годы".
Автор: По материалам зарубежных сайтов