- 23 июля 2003 г.
Последние события и тенденции на рынке Business Intelligence
Рассказ о слияниях на рынке Business Intelligence.
Продолжая традицию знакомить читателя с последними тенденциями и веяниями в области Business Intelligence, предлагаем вашему вниманию краткий обзор последних событий на рынке аналитических продуктов.
Первое, мимо чего невозможно было пройти, это заявление президента и исполнительного директора корпорации Informatica Горава Диллона (Gaurav Dillon) о том, что отныне Informatica перестает продавать свои аналитические приложения непосредственно клиентам - теперь продуты компании будут доступны только через системных интеграторов и ISV-партнеров (независимых поставщиков ПО). Фактически, это означает, что Informatica уходит с рынка аналитических продуктов - и это несмотря на наличие новой, четвертой редакции BI-платформы PowerAnalyzer.
Впервые Informatica заявила о себе на рынке пакетов аналитических программ в 1999 году, когда приобрела компанию Influence Software. Тем не менее, Informatica так и удалось выйти на уровень устойчивых доходов от продажи своих аналитических средств.
По мнению аналитиков, решение руководства Informatica вряд ли можно считать неожиданным. Так, директор международной организации The Data Warehousing Institute (TDWI) Уэйн Экерсон (Wayne Eckerson), отмечает, что в большинстве организаций предпочитают не покупать аналитические приложения, а создавать свои собственные. В результате, "пакеты аналитических программ не оправдали ожидания большинства поставщиков, так и не превратившись в стабильный бизнес". Причин тому множество - в качестве основной Уэйн Экерсон приводит завышение цен на эти продукты. "Поставщики погнались за "длинным долларом", пытаясь получить самое меньшее 500 тысяч долларов за лицензии и столько же за начальные услуги - разумеется, сейчас мало кто захочет пойти на такие расходы", - поясняет он.
Тем не менее, некоторые компании, а именно Business Objects и Cognos, о которых речь пойдет ниже, успешно продают пакеты аналитических приложений. Так, доходы Business Objects от продаж таких продуктов за 2002 год достигли 21 миллион долларов - 160% от аналогичного показателя для 2001 года. Cognos, в свою очередь, получил 60 миллионов долларов за 2003 год.
Однако, перейдем ко второму, не менее важному, на наш взгляд, событию - сообщению о покупке корпорацией Business Objects компании Crystal Decisions. (Удивительно, но предположения о этом звучали уже месяц назад.)
По словам председателя правления и исполнительного директора Business Objects, "это позволит нам занять лидирующее место на BI-рынке". С ним согласны аналитики - эта сделка действительно не лишена смысла: в конце концов, Business Objects постоянно сталкивается со своим соперником Cognos, который намерен выпустить в этом году новый комплект программ для отчетности ReportNet.
"Несомненно, ReportNet - это фактор, который необходимо учитывать, - замечает Уэйн Экерсон. - Не стоит забывать и о другом сопернике Business Objects - компании MicroStrategy, которая собирается выпустить в конце этого года "промышленное" версию инструмента отчетности.
По мнению директора TDWI, сильные стороны продуктов обеих компаний (Business Objects и Crystal Decisions) только улучшают друг друга. "Business Objects необходимо разработать "промышленный" инструмент отчетности - то, в чем силен Crystal Decisions, а Crystal Decisions, в свою очередь, нуждался в тонком клиенте для отчетности и выполнения OLAP-операций - в том, чем славится Business Objects", - комментирует Уэйн Экерсон.
Заместитель генерального директора по электронному бизнесу и Business Intelligence аналитической компании Current Analysis Майк Шифф (Mike Schiff) утверждает, что возможности корпоративного репортинга у Crystal Decisions превосходят одноименную функциональность продуктов Business Objects. "Crystal Decisions, бесспорно, один из лидеров. Многие BI-поставщики пытались показать, что они тоже предлагают конкурентоспособные продукты, но на поверку выяснилось, что настоящий корпоративный репортинг можно найти только у Crystal, Brio и Actuate", - добавляет он.
Уэйн Экерсон также отмечает, что исторически Business Objects и Crystal Decisions обслуживали различные категории пользователей. "Традиционно Business Objects использовался опытными пользователями для проведения интерактивного анализа данных Хранилища данных, в то время как Crystal применялся для получения статических оперативных отчетов, предназначенных для обычных пользователей", - продолжает он.
Когда речь заходит о слиянии такого масштаба, невольно возникают вопросы, касающиеся интеграции. Аналитик Current Analysis убежден, что опыт поглощения других компаний (вспомним о приобретении прошлым летом ведущего игрока на рынке ETL-инструментов компанию Acta) позволит Business Objects без осложнений интегрировать как технологию Crystal, так и его корпоративную культуру.
По мнению аналитиков, шаг Business Objects поставит в непростое положение конкурентов компании, как, например, Actuate и Brio - несмотря на то, что это упреждающий удар, направленный прежде всего против ReportNet. Нельзя забывать и о партнерах Crystal Decisions: Microsoft, SAP и других - отношения с ними строились на нейтральной позиции компании. "Это очень мудрый шаг со стороны Business Objects, и компания только выиграет, если ей удастся сохранить это партнерство", - поясняет Майк Шифф.
Но это далеко не все. Приобретение Crystal Decisions может быть поводом для обвинения Business Objects в ... лицемерии. "Это покупка чревата одной серьезной неприятностью для Business Objects. В компании всегда хвалились единым инструментальным подходом - одно инструментальное средство, один графический интерфейс пользователя для выполнения запросов, отчетности и OLAP-анализа. Теперь же компания предлагает линейку неинтегрированных продуктов - тот "смертный грех", за который она ранее клеймила Cognos", - резюмирует Уэйн Экерсон.
Однако не прошло и недели после поглощения Crystal Decisions, как представители Hyperion Solutions сообщили о приобретении Brio Software. Сумма сделки составляет 142 млн. долларов.
Хотя в отличие от Crystal Decisions ситуация с Brio Software не стала неожиданностью. Так, еще в январском обзоре BI-рынка аналитики Gartner отмечали, что Brio и еще несколько других BI-поставщиков ослаблены и не могут противостоять ударам со стороны конкурентов. В марке аналитик компании Кевин Стрейндж (Kevin Strange) "пошел еще дальше" заявив, что "Brio - это потенциальный кандидат на слияние".
Возникает вопрос: почему же Business Objects "не позарился" на Brio, если тот стоил в шесть раз меньше? По мнению, Уэйна Экерсона, просто Crystal Decisions был для него более интересен. "Подозреваю, что в Business Objects хотели заполучить не только линейку великолепных продуктов, но и организацию с надежной клиентской сетью, опытными разработчиками и т.п.", - уточняет он.
Тем не менее, руководство Hyperion рассчитывает, что слияние укрепит позиции компании в конкурентной борьбе с Cognos и другими "уцелевшими" поставщиками.
Автор: По материалам зарубежных сайтов