Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Позолотите ручку… Прогнозы и тенденции в области информационных технологий на 2002 год

Итоги 2001 года

Трагические события уходящего года во многом изменили приоритеты компаний-потребителей IT, заставив их по-новому взглянуть на актуальные технологии. Новая ситуация на рынке подрезала крылья крупным и долгосрочным планам развития электронного бизнеса, не успевшим приобрести к тому моменту ясные перспективы. Приоритеты сместились в область быстро окупающихся проектов и использования существующей инфраструктуры. По признанию специалистов, в 2001 году предприятия в основном были заняты реализацией управления затратами и подстройкой технологических инвестиций под интересы бизнеса.

Замедление экономики и проблемы dot-com'ов серьезно повлияли на поставщиков телекоммуникационного и сетевого оборудования. Нивелировка прибылей на рынке "железа" заставила компании переключиться на предоставление сервисных услуг или консолидироваться - одним из наиболее ярких примеров этого явилось слияние Hewlett-Packard и Compaq. Сектор B2B переориентировался на практические решения типа SCM (управление цепями поставки, supply chain management) и частные биржи. Свое положение на рынке закрепили и CRM-приложения. Возродился интерес к EAI (интеграции корпоративных приложений, enterprise application integration) и web-сервисам, что в свою очередь активизировало принятие XML. Компании пришли к пониманию необходимости электронного бизнеса. Необычайная активность наблюдалась на рынке P2P. В то же время угроза новых террористических атак заставила компании уделить особе внимание вопросам безопасности и планам действий в чрезвычайных ситуациях, а также развитию способности персонала быстро восстанавливать работу предприятия.

Перспективы

Все эти процессы не могут не сказаться на перспективах всей информационно-технологической отрасли в целом. Развитие электронного бизнеса вывело на новый этап многие привычные проекты, приписав виртуальное "е-" к большинству информационно-аналитических направлений. Таким образом мы уже получили eCRM, eSCM, e-аналитику и т.п. Эта тенденция сохранится и в будущем году.

Появление на рынке простых и недорогих решений вызвало расширение спектра пользователей информационно-технологических решений за счет средних и небольших компаний. Поставщики все активнее предлагают готовые пакеты, при реализации которых требуется минимум участия IT-персонала. Этот подход оказался вполне в духе времени, поскольку таким образом и производители и потребители обеспечивают себе сокращение затрат при одновременном росте коэффициента окупаемости вложений.

Вместе с тем, в уходящем году бизнес заново открыл для себя значимость клиента как основного источника прибыли. Подсчитав сравнительную стоимость удержания и приобретения клиентов, и выяснив, что новый клиент обходится в 6-7 раз дороже, чем удержание уже имеющегося, предприятия начали активно перестраивать свой бизнес в соответствии с предпочтениями потребителей. Рынок программного обеспечения не замедлил откликнуться появлением интегрированных систем, включающих полный цикл обслуживания клиента, и CRM-приложений, призванных выявить и проанализировать поступки потребителя и их побудительные мотивы. В наступающем году расходы на CRM возрастут в среднем на 30 %. Лидеры рынка будут совершенствовать имеющиеся приложения и активно встраивать CRM-функциональность в свои решения.

В условиях непростой экономической ситуации в мире особенно важными становятся партнерские связи и единство информационного пространства для интеграции бизнеса. Сама проблема уже давно является одной из самых актуальных для любого крупного предприятия. Однако ее "электронная" составляющая начала активно развиваться совсем недавно. Расцвет SCM-технологий, по мнению специалистов, придется именно на 2002 год.

Все это приведет к росту продаж в области B2B и электронной коммерции в целом. В 2002 году специалисты предсказывают консолидацию онлайновых бирж и уход с рынка тех из них, кто не сможет заключить партнерских соглашений. Кроме того, бизнес будет больше заинтересован в заказных разработках, чем в поддержке собственных проектов. Отдельные самостоятельные решения в данном секторе пока сохранят свои позиции, однако основная доля внимания будет сосредоточена на лицензионном ПО или консолидированных сервисах электронного рынка. Специалисты прогнозируют восстановление интереса к commerce-серверам B2B к концу 2002 года, в ответ на повышение активности онлайновых заказчиков, а к B2C - не ранее 2003, когда оздоровление экономики должно вызвать рост популярности многоканальных решений в области розничных услуг.

В области XML также грядет консолидация и появление новых стандартов, объединяющих родственные спецификации, созданные в предыдущие годы. Снижения интереса к этой технологии пока не предвидится.

Вместе с тем, будущий год принесет и ряд проблем. Замедление экономики интенсифицирует процессы поглощения независимых компаний крупными концернами. Та же участь постигнет и научно-исследовательские лаборатории, неспособные самостоятельно реализовать свои находки в условиях экономической стагнации. Весьма скромным останется спрос на платформы электронного рынка, поскольку для продаж и приобретений компаниям будет проще использовать Экстранет. Новых игроков на этом поле следует ждать не ранее конца 2003 года, хотя некоторый интерес со стороны предприятий, имеющих множество полуавтономных подразделений, несколько облегчит ситуацию для частных бирж. В IT-индустрии грядут новые увольнения и обострение ситуации на внутренних и особенно - на международном рынке труда, вызванное сокращением бюджетов, свертыванием проектов и слияниями компаний.

Ситуация по-прежнему останется нестабильной, и, памятуя уроки уходящего года, трудно надеяться на ее быстрое улучшение. Однако следует отметить, что в России в сфере высоких технологий может сложиться несколько иная ситуация, возможно - более положительная, чем в целом в мире. Российский рынок пока далек от насыщения и полон перспектив.

Подготовлено по материалам:

и др.