Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Роль ВРМ в период выхода из кризиса

В материале обсуждается роль ВРМ-систем на этапе выхода из экономического
кризиса. Показано, что ВРМ-системы не только благополучно пережили времена
кризиса, но и помогли многим компаниям преодолеть его. Кратко перечисляются
основные области управления эффективностью, актуальные в посткризисный период.

По мнению известного специалиста в области ВРМ-систем Крэйга Шиффа (Craig Schiff), «Рынок ВРМ является ранним индикатором общего экономического здоровья и показателем приоритетов руководителей компаний». Как показали результаты исследования компании BPM Partners, в настоящее время руководители компаний все еще озабочены экономическими проблемами, но начинают задумываться о долгосрочных стратегиях развития бизнеса. По мнению Крэйга Шиффа, «многие компании уже поняли, что ВРМ-системы способны помочь пережить времена экономического неблагополучия и подготовиться к будущему процветанию».

Об этом же свидетельствуют и данные исследовательской компании Ventana Research: руководители и менеджеры всех направлений бизнеса (финансы, продажи и маркетинг, обслуживание потребителей и т.д.) все чаще делают эффективность бизнеса своим приоритетом. Им необходимо более эффективно следить за работой сотрудников и функционированием бизнес-процессов, приводить эту деятельность в соответствие с целями организации и добиваться улучшения результатов.

Факторы внедрения ВРМ

В прошлом году основным мотивом внедрения ВРМ-систем было названо управление доходностью и ее анализ. В нынешнем году этот фактор сохранил свою значимость, но наряду с ним появился и новый – улучшение управленческой отчетности. Сохраняют свою важность и такие важные стимулы внедрения ВРМ, как стратегическое планирование и непрерывное прогнозирование и сценарный анализ. Такое распределение приоритетов указывает на то, что бизнес-сообщество расстается с «кризисным мышлением» и вновь сосредотачивается на долгосрочных целях.

Очевидно, что каждая компания сегодня ищет пути увеличения доходности. Это уже не просто сокращение расходов или нахождение новых источников доходов. Компании стремятся оптимизировать уже существующую структуру доходности. Это включает понимание истинной стоимости продуктов и услуг и реальной прибыли (а не просто доходов), которую они приносят. Затем компании могут аккуратно удалить или попытаться исправить те области бизнеса, где выявлена низкая эффективность, а не применять общие меры ко всему бизнесу.

Потребность в усовершенствованной отчетности отражает тот факт, что пользователи по-прежнему нуждаются в легком доступе именно к той информации, которая им требуется, причем в нужный момент. С увеличением объема и разнообразия данных эта задача становится все труднее. Потребность в непрерывном прогнозировании и сценарном анализе подчеркивает неопределенность современных экономических условий. Компании не знают, что принесет им завтрашний день, но знают, что им надо быть готовыми к этому. Им приходится анализировать несколько возможных вариантов развития событий и быть готовыми к управлению ими. Кроме того, компаниям приходится постоянно обновлять свои данные, которые используются для принятия текущих бизнес-решений. Оптимизация принятия решений неразрывно связана с управлением эффективностью.

Исследование BPM Partners также выявило те области управления эффективностью, значение которых возросло в нынешних экономических условиях. Вполне закономерно, что эти области хорошо коррелируют с факторами, побуждающими компании внедрять ВРМ. На первом месте предсказуемо оказалась оптимизация доходности и стратегическое планирование. За ними следуют сценарное моделирование, управление затратами и анализ денежных потоков. Крэйг Шифф подчеркивает: связь оптимизации доходности и стратегического планирования означает, что многие компании понимают – текущая экономическая ситуация может иметь не только кратко-, но и долгосрочные последствия для их бизнеса. Им необходима текущая оптимизация эффективности, но столь же важно и долгосрочное планирование, поскольку бизнес будущего может существенно отличаться от сегодняшнего. Поведение же бизнеса будущего может быть получено с помощью сценарного моделирования.

Очевидно, что, поскольку последствия кризиса пока дают себя знать, по-прежнему сохраняет свою значимость и вторая «зона внимания» управления эффективностью - управление затратами.

Наиболее активно внедряют ВРМ крупные компании. По данным исследования, их расходы в этой области за последний год существенно возросли.

Данные компании BPM Partners подтверждаются и результатами исследования Ventana Research. Так, почти половина (41%) участников этого исследования указали, что средства BI и управления эффективностью имеют высокий приоритет в их организациях. Наиболее высоко значение этих средств для менеджеров (62%). Что касается распределения по отделам, то здесь впереди операционные и финансовые отделы (51 и 50%, соответственно), а также отделы по работе с клиентами (49%).

Проблемы внедрения ВРМ

Но исследование BPM Partners выявило и негативные тенденции на рынке ВРМ, в частности, вдвое по сравнению с 2009 г. возросла доля респондентов, указавших в качестве причин отказа от ВРМ недостаточную обоснованность окупаемости проекта (ROI). Но в то же время сократилась доля тех, кто назвал в качестве причины отказа от ВРМ недостаток финансирования, что свидетельствует об улучшении экономической ситуации. Хотя многие компании внедряют ВРМ, те из них, кто пока отказываются, называют в качестве причины не недостаток финансирования, а отсутствие понимания, как использовать преимущества ВРМ-систем в своих организациях, что по мнению авторов исследования, можно объяснить, тем, что поставщики не приложили достаточно усилий, чтобы продемонстрировать окупаемость таких проектов и убедить сомневающихся.

Еще одна тенденция рынка ВРМ нынешнего года – сокращение ожидаемых компаниями сроков внедрения ВРМ. Только 15% респондентов рассчитывают потратить на эти проекты год или более, что ниже показателей предыдущих лет (18% в 2009 году и 31% в 2008 году). Возможная причина такого сокращения – распространение тиражных приложений и снижение доли индивидуальных разработок ВРМ-систем внутри самих компаний. Результаты исследования 2010 г. показывают, что преимущество отдается поставщикам, предлагающим только приложения (без инструментов).

Заключение

Таким образом, как показывают результаты исследований ведущих западных аналитических компаний, средства ВРМ не только оказались востребованы во время экономического кризиса, но и помогли многим компаниям преодолеть его. Еще больше возрастает их значимость во время выхода из кризиса, и в первую очередь благодаря возможностям управления затратами и доходностью. Основными преимуществами ВРМ-систем являются возможность быстрого и поэтапного внедрения, что позволяет сократить затраты и сроки окупаемости проектов.

Публикации

  1. Ежегодное исследование BPM Partners (2010 г.): Управление эффективностью бизнеса – ключ к управлению выходом из кризиса (2010 BPM Partners Annual Survey: Business Performance Management is Key to Managing Through the Recovery). Июль 2010 года.
  2. Крэйг Шифф (Craig Schiff). Результаты исследования использования ВРМ-систем (2010 г.) и их анализ, часть 3 (BPM Pulse 2010 Results and Analysis, Part 3). Июнь 2010 года.
  3. Бизнес-аналитика и управление эффективностью для 21-го века. Как использовать информацию и технологии для повышения эффективности бизнеса. Исследование компании Ventana Research (Business Intelligence and Performance Management for the 21st Century. Benchmarking the Use of Information and Technology to Improve Business Effectiveness. Ventana Research). Апрель 2010 года.

Автор: По материалам зарубежных сайтов