Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Причины неэффективного внедрения Business Intelligence

Сегодня business intelligence — в списке главных приоритетов для директоров по информатизации.

Тем не менее, на практике большинство компаний не смогли добиться ожидаемой пользы от проектов. Достаточно бегло пролистать любую газету или журнал, посвященный бизнесу, чтобы убедиться, что число неудачных решений растет с каждым годом.

Согласно прогнозам аналитической компании Gartner, к 2012 году более 35% из пяти тысяч крупнейших компаний будут принимать ошибочные решения по причине отсутствия доступа к актуальным данным и аналитической информации.

Эксперты полагают, что недостаточно эффективное использование BI — вовсе не следствие пассивности IT-отделов, как считают некоторые. Технические специалисты сражаются за выполнение требований BI-пользователей, но по ряду причин часто оказываются в числе виноватых в негативных результатах. Многие BI-пользователи, принимавшие участие в недавних опросах Gartner, находятся в состоянии замешательства. Их не устраивают решения, предложенные IT-отделами.

По мнению аналитиков Gartner Курта Шлегеля (Kurt Schlegel) и Ван Декера (Van Decker) разрыв между теоретической пользой BI и практическими результатами, вносящий сумятицу в клиентской среде, обусловлен пятью основными причинами:

  • Недостаток согласованности IT и бизнеса. Слишком часто IT-отделы видят в BI-пользователях не партнеров, а заказчиков. В результате когда пользовательские ожидания не оправдываются, все показывают пальцем друг на друга, а не ищут совместных решений.
  • Недостаток взаимосвязи между BI-инструментами и корпоративной стратегией. Большинство внедрений BI предпринимаются на уровне отделов, а не организации в целом, что мешает координации с основной корпоративной стратегией.
  • Недостаток взаимосвязи между BI и бизнес-процессами. Чтобы реализовать весь потенциал BI, необходимо вовремя предоставлять нужную информацию нужным пользователям в нужное время. Результаты анализа, полученные из BI-систем и инструментов, необходимо встраивать в фактические бизнес-процессы.
  • Недостаток BI-администрирования, а в некоторых случаях — избыток администрирования. Эта функция часто выполняется в рамках отдельных подразделений (и вновь возникает дискоординация внутри крупной компании), либо, наоборот, слишком централизована. Идеальный баланс, как всегда, должен быть где-то посредине.
  • Недостаток навыков бизнес-пользователей. Для наиболее эффективного применения BI-инструментов персонал необходимо обучать. Сегодня на рынке представлены очень сложные приложения, из-за чего специалисты на местах не могут максимально использовать все их преимущества.

Оба аналитика из Gartner считают, что для устранения бреши между потенциальной и фактической пользой от применения BI необходимо предпринять ряд шагов.

Среди прочих условий, следует создать техническим специалистам своего рода «зоны комфорта». IT-персонал должен не только внедрять и управлять технологией, но и по своему «проповедовать» BI. Необходимо убедить всех в необходимости и полезности технологии, а также вывести на новый уровень корпоративную культуру, добиться качественного скачка от интуитивного принятия решений к информированному принятию решений.

Эксперты рекомендуют техническому персоналу пересмотреть свой подход к предоставлению информации конечным пользователям. Традиционно эта задача решается через статические отчеты и запросы или нерегламентируемые отчеты. На практике стоит сосредоточить усилия на создании интерактивных отчетов, удовлетворяющих разнообразным требованиям и уровням подготовленности пользователей.

Согласно опросам Gartner, опытные пользователи очень часто создают свои собственные витрины данных в электронных таблицах, которые выпадают из поля зрения IT и не администрируются централизованно. Основная цель здесь состоит в устранении тех ограничений, которые несут в себе запросы.

В качестве альтернативы разработчикам стоит сосредоточиться на выработке среды обнаружения данных, которая даст хорошие возможности для аналитиков в плане решения нестандартных задач. Кроме того, в такой среде результаты аналитических операций не хранятся локально, а становятся достоянием всей организации.

BI и принятие решений

Несмотря на серьезные вложения в BI-системы и платформы, которое привело к появлению квалифицированных кадров как у разработчиков, так и в клиентской среде, все же большинство компаний не справляется с задачей подключения результатов BI к последним этапам принятия ответственных решений. Во всяком случае, таковы выводы специалистов Gartner.

Недостаточная взаимосвязь между BI и принимаемыми решениями ведет к недостатку прозрачности во многих организациях.

«Несмотря на беспрецедентную доступность информации, в последние десять лет мы видим последствия неграмотных решений, принятых как в государственном, так и в частном секторе», — пишет Шлегель. «Обеспечение доступа к информации не достаточно для принятия хороших решений», — продолжает он.

«Жизненный цикл BI состоит из трех этапов», — говорит Курт Шлегель. — Первый этап подразумевает организацию, очистку и сбор данных. Второй — предоставление данных в согласованном виде, часто в виде отчетов. Третий, наиболее важный, — применение BI в процессе принятия решений».

«Многие организации успешно проходят через первый и второй этапы, но застревают на третьем», — продолжает Шлегель. «Это не просто, но большинство компаний готовы выполнить скачок на последнюю ступень», — утверждает эксперт.

Чтобы добиться качественного изменения, необходимо разработать системы поддержки принятия решений, которые позволят использовать BI-аналитику и отчеты в сценариях «что-если» и, таким образом, исследовать исходные данные, принимаемые решения и эффективность управленческого персонала.

Шлегель считает, что крупным поставщикам необходимо инвестировать больше средств в специализированные приложения для поддержки принятия решений (ППР), несмотря на то, что прибыльность таких пакетов поначалу будет невысокой. «Готовые средства ППР, а также и программное обеспечение для взаимодействия обеспечат простейший способ объединения BI и принятия решений. Это очень простая идея, дающая массу преимуществ» — пишет аналитик.

ПО для коллективного взаимодействия может применяться не только для совместного использования BI-отчетов, но и для тестирования различных версий и потенциальных решений на разнообразных выборках данных. Такая среда обеспечивает лиц, принимающих решения, возможностью удаленно сотрудничать, участвовать в дискуссиях, проводить анализ и исследование информации (с использованием инструментов BI) и вырабатывать единый подход, находя достоинства и недостатки в различных направлениях деятельности.

Программное обеспечение для взаимодействия обеспечивает хранение истории принятых решений. Эта информация очень важна. Именно объединение аналитической информации с принимаемыми решениями и их результатами позволит организации добиться высокой прозрачности, что совершенно необходимо в условиях жестких регулятивных требований. Кроме того, таким образом можно накопить важные данные и знания для исследовательских работ.

Далее, накопленные данные позволят выявить наиболее квалифицированных менеджеров, а также повторно использовать шаблоны принятия решений, которые по сути являют собой оптимальные методы ведения бизнеса.

Начинать этот процесс необходимо с описи всех принимаемых решений и выявления тех, что играют важнейшую роль для бизнеса. Например, для розничной торговле важнейшим решением является поиск дополнительного персонала в сезон наиболее оживленной торговли, а для производства — открытие нового завода.

«Кроме того, необходимо изменение корпоративной культуры, в основе которой будет лежать задача оптимизации деятельности, — пишет Шлегель. — Начав с обучения персонала и поиска оптимальных методов, стоит повысить ценность этой задачи в глазах персонала, донести до всех сотрудников основные этапы процесса и конечную цель. Это послужит началом культурного прорыва».

Заключение

Итак, по мнению специалистов Gartner, ключом к модернизации BI-проектов должна быть согласованность IT и бизнеса, а также внедрение средств поддержки принятия решений и коллективного взаимодействия. Именно путем сотрудничества можно преодолеть нестыковки и расхождения в области BI. Поставив задачу оптимизации всей деятельности на разных организационных уровнях, можно добиться высокой прозрачности, эффективности и прибыльности.

Публикации:

  1. Технология Business intelligence используется не достаточно эффективно. Мнение Gartner (Business intelligence not all it can be at most organizations, according to Gartner), Джеф Кэли (Jeff Kelly), март 2009 г; http://searchdatamanagement.techtarget.com/news/article/0,289142,sid91_gci1350385,00.html;
  2. Технология Business intelligence и принятие решение часто не согласованы. Мнение Gartner (Business intelligence and decision making often not linked, Gartner says), Джеф Кэли (Jeff Kelly), апрель 2009 г, http://searchdatamanagement.techtarget.com/news/article/0,289142,sid91_gci1354897,00.html.