Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Использование OLAP и других средств BI в корпоративном портале

Понятие о корпоративном портале

Прежде чем перейти к рассмотрению роли и места OLAP-технологий в современном корпоративном портале, необходимо начать с разъяснения: а что же такое корпоративный портал? Корпоративный портал - это "точка доступа", которая обеспечивает внешних и внутренних пользователей единым, безопасным сетевым пользовательским интерфейсом с персонифицированным контентом. Контент следует понимать в самом широком смысле, как все, что объединяет портал в одном пользовательском интерфейсе: приложения, информация и инструменты совместной деятельности. К приложениям относятся внутренние или внешние операционные или аналитические программно-аппаратные средства. Информация представляет собой структурированные данные, результаты анализа (отчеты, кубы, графики, таблицы и т. п.), внутренний или внешний неструктурированный контент: документы, содержимое цифровых накопителей, статистику посещения сайта и т. п. Инструменты совместной деятельности - это веб-чаты, сетевые конференции, электронная почта, службы мгновенных сообщений и т. п.

Пользовательский интерфейс портала и OLAP-технологии

Признанный эксперт в области IT Майк Фергюссон (Mike Ferguson) отмечает, что корпоративный портал и интранет не одно и то же. Ключевое различие между порталом и интранетом - в том, что портальные технологии дают возможность персонификации, что не присуще интранету. Каждый пользователь видит нечто отличное от того, что видит другой в зависимости от его функции. Корпоративный портал опирается на специфические технологические продукты, возможности которых значительно больше, чем у интерфейса пользователя сети. Они содержат полный набор сервисов.

Один из аспектов корпоративного портала - обеспечение доступа к информации из одной точки, независимо от ее типа. По мнению исследователей из Мюнстерского университета, главная часть пользовательского интерфейса состоит из списка, в котором представлена релевантная информация всех типов (видео, текст, OLAP-отчеты и т. п.), отвечающая текущему контексту; ее тип может быть визуализирован с помощью ярлыков или пояснительного текста.

Ученые предлагают описывать любой из элементов контента метаданными корпоративного портала: списком терминов, называемым вектором терминов (term vector). Такие метаданные дают возможность поиска независимо от информационного типа контента. Таким образом, вектор поиска, также несущий в себе элементы структуры метаданных, отображает текущий интересующий контекст и каталогизирует контент, векторы терминов которого отвечают вектору поиска.


Рис. 1. Контекстный поиск с учетом регистра с использованием метаданных контента корпоративного портала

Для визуализации текущего контекста вектор поиска отображается в строке состояния. При запуске портала, вектор поиска инициализируется терминами, которые, как предполагается, релевантны для пользователя. Функция поиска может быть вызвана в любой момент (рис. 1, операция 4). На основе структуры метаданных можно вносить поправки в текущий вектор поиска (рис. 1, операция 5). Вызов записи из списка результатов запускает приложение, визуализирующее соответствующий контент. Одновременно отображается полный вектор терминов контента. Поскольку навигационные операции (в пределах количественного или качественного контента; рис. 1, операция 3) могут привести к модификации вектора терминов, его следует непрерывно обновлять, что в любое время дает возможность вести контекстный поиск с учетом регистра.

Если оказывается, что ни один из OLAP-отчетов, не соответствует вектору поиска, поддерживается динамическое определение для нового отчета. В этом случае термины вектора поиска отражают технические метаданные OLAP-отчета (справочные объекты и коэффициенты), которые могут служить исходным определением нового OLAP-отчета. Информация, не отвечающая определению отчета, адресуется по умолчанию.

Ранее упомянутые ученые из Мюнстерского университета отмечают, что появление сетевых технологий и необходимость получения информации из одного источника повысили значимость портальных технологий. Вот почему системы хранилищ данных, а равно системы управления контентом были усилены функциональными возможностями порталов и Интернет-интерфейсами. Публикация OLAP-отчетов с указанием унифицированного указателя информационного ресурса (URL) и поддержка навигации по отчету в сети Интернет позволяет осуществить первичную интеграцию для построения единого информационного пространства.

Говоря о месте OLAP-технологий в портале, будет интересным привести точку зрения специалистов из консалтинговой компании Object Systems Group. По их мнению, сфера применения OLAP-инструментов в широком смысле - это "продвинутый" бизнес-анализ (Business Intelligence). Эти инструменты могут обращаться к данным различных объектов, соотносить их, а также осуществляют поиск информации (по тематике) в масштабах, неподвластных большинству пользователей, в случае если бы пришлось делать то же самое вручную. На сегодняшний день, большинство компаний уже располагают многими из компонентов, необходимых для внедрения OLAP-порталов (см. рис. 2). Никто не станет спорить, что возможность извлечь любую бизнес-информацию, задавшись вопросом "как это соотносится с тем, чем я занимаюсь?" - мощный инструмент поддержки принятия решений, о коем пользователи могут только мечтать.


Рис. 2. Типичные компоненты OLAP порталов

Более широкий взгляд: BI-портал

Пользователи BI-инструментов вероятно знакомы с BI-порталами (скриншот типичного BI-портала представлен на рисунке 3), которые, по мнению упомянутого выше Майка Фергюссона, в отличие от корпоративного портала более узко специализированы в том смысле, что обеспечивают внешних и внутренних пользователей единым, безопасным, сетевым интерфейсом для работы с персонифицированным интегрированным BI-инструментом (отчеты, кубы, инструментальные панели, управленческие панели и прочие инструменты).


Рис. 3. Скриншот BI портала

Сами по себе BI-порталы нередко предназначаются для обеспечения доступа к информации исключительно в связи с набором инструментов определенного разработчика и не "заточены" на интеграцию всего контента - это задача корпоративного портала. А значит, представляется полезным интегрировать эти два вида порталов, в особенности, если на предприятии уже внедрены портальные BI-продукты, и насущно необходимо интегрировать всю аналитику от многочисленных и разнообразных B-приложений и инструментов в единый пользовательский интерфейс, чтобы облегчить жизнь каждому отдельно взятому пользователю.

Интересную точку зрения на организацию BI-портала предлагает Уоррен Торнтвейт (Warren Thornthwaite) из университета Кимбалла. По его мнению, если исходить из того, что большинство пользователей заходят на BI-портал, чтобы найти интересующую их информацию, значительная часть главной страницы портала должна быть оформлена в виде общепринятого каталога стандартизованных отчетов и аналитических записок по категориям. В основном, уже удалось нащупать наилучший подход к организации BI-портала для обслуживания ключевых бизнес-процессов предприятия. Их категоризация дает возможность пользователям быстро определиться с верным выбором при поиске. Каждая категория содержит подробные подкатегории, что позволяет не тратить время на долгое изучение главной страницы, чтобы найти интересующую информацию.

Торнтвейт делится своим опытом и отмечает, что заглавные страницы BI-порталов чаще, чем следовало бы, сфокусированы на справочной информации об истории создания и внедрения Хранилища данных, текущего состояния процесса загрузки, а то и личностях членов группы сопровождения. Разумеется, это очень интересно, но, как правило, в BI-портал ходят не за этим. BI-портал есть пользовательский интерфейс к данным Хранилища. При его разработке должно в первую голову учитывать запросы сообщества пользователей.

Заключение

Что и говорить, BI портал построить не так-то просто, а ведь именно он есть важнейшее звено в стоимостной цепочке хранилища данных. Любое слово, заголовок, функция или ссылка, включенные в портал, должны быть связаны с подлежащим контентом хранилища данных/бизнес-анализа. Необходимо уделить внимание проверке портала вместе с пользователями, предлагая им отыскать определенные отчеты и другую информацию с дальнейшим критическим разбором полученных результатов. Другими словами, следует убедиться в том, что система не имеет провалов и слабых звеньев.

Использованные источники информации:

  1. Уоррен Торнтвейт. (Warren Thornthwaite) Подсказка № 58 от Кимбалл Дизайн: BI-портал (веб-сайт хранилища данных) (Kimball Design Tip #58: The BI Portal (also known as the Data Warehouse Web Site).
  2. Информационный портал предприятия - направления развития и достижения (Белая Книга 2005) (Enterprise Information Portals - Trends and Progress).
  3. Майк Фергюссон (Mike Ferguson) Способы интеграции бизнес-анализа на предприятии. (Techniques for Integrating Business Intelligence into the Enterprise).
  4. Йорг Беккер Ральф Накштедт, Томас Серьес (Jorg Becker, Ralf Knackstedt, Thomas Serries) Виды архитектуры информационных порталов предприятия (Architectures for Enterprise Information Portals: An Approach to Integrate Data Warehousing and Content Management).